Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Книга, которая учит любить книги даже тех, кто не любит читать

Книга, которая учит любить книги даже тех, кто не любит читать

Издательство: Клевер Медиа Групп

Автор: Буше Франсуаза

222 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
25.10.2017
Фестиваль детской книги

С 28 до 30 октября все книголюбы приглашаются ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...

Приз для победителя: эгоист или лидер

12.08.2015

Нужно ли поощрять в детях соревновательность?

— Конечно, нужно! — воскликнут многие взрослые. — Жизнь — борьба. Пусть ребенок с детства к этому привыкает. А то его всегда будут затирать.

С одной стороны — это правильно. Но в то же время где провести ту четкую грань, на которой заканчивается хорошая состязательность и начинается бессмысленная конкуренция? Вот что думает по этому поводу детский психолог.

 



Лидер или эгоист

 

Идея личного успеха никогда не была главенствующей в нашей культуре. Наоборот, люди, которые шли к своей цели напролом, «по головам», дружно осуждались. А слово «карьерист» до сих пор имеет ярко выраженный отрицательный оттенок. Да и характер наших людей в общем-то не соревновательный. Ориентация на успех зачастую вводит их в стопор. Сколько раз доводилось слышать:

— Я вообще-то хорошо плаваю, но на перегонки не могу. У меня сразу руки-ноги деревенеют.

Многим кажется, что они не могут соответствовать предъявляемым к ним требованиям, и поэтому предпочитают заранее отказаться от соревнования, даже не попробовав в него вступить. А одна из наиболее распространенных жалоб родителей выглядит так: если у ребенка что-то не получается, он наотрез отказывается заниматься этим делом. Причем у конкурентных, амбициозных детей это выражено ярче, чем у неконкурентных.

Выходит, конкурентность и соревновательность разные вещи? На самом деле да. И истоки этого следует искать в особенностях общинной психологии, традиционной для России, которая никуда не исчезла с упразднением крестьянских общин, а лишь немного осовременилась и обрела другое название (например, в советское время ее окрестили духом коллективизма). В последние годы, казалось, установки изменились. Начал поощряться индивидуализм, общество стремительно менялось... Но для многих людей это было непереносимо, и они стали «сбиваться в стаи»: присоединяться к церковным общинам, клубам, ассоциациям. Причем у молодежи, воспитывающейся в новой реальности, тяга к объединению выражена даже больше, чем у пожилых людей.

Сказать, что в нашем обществе успех в принципе не поощряется, будет неправильно. Иначе у нас не было бы ни научных открытий, ни технических достижений, ни гениальных книг и картин. Но у нас больше всего ценятся победы ВО ИМЯ ДРУГИХ. И именно под этим углом зрения стоит рассматривать проблему лидерства, конкурентности и соревновательности. К примеру, школьники. Кого они обычно уважают, кто становится центром притяжения в классе? Отличники? Нет. К ним отношение, мягко говоря, неоднозначное. Особенно если они кичатся своими пятерками и не дают списывать. Ребят, которые строят из себя «крутых», тоже не любят. Хотя перечить им часто не отваживаются. Тех, кто щеголяет модной одеждой, похваляется родительскими деньгами и чинами, считают воображалами. Над «якалками», всюду лезущими вперед, откровенно потешаются. А реальным лидером становится тот, кто умеет ДЕЛИТЬСЯ с другими. Делиться не только игрушками и сладостями, но и хорошим настроением, фантазией, смелостью, силой, знаниями.

Поэтому детей, жаждущих лидерства, имеет смысл ориентировать на соревнование командой. Чтобы они стремились к успеху вместе с другими и ради других. Например, сидят они на занятиях, где нужно по очереди показывать театральные сценки. И каждому хочется всегда быть первым. Что делать? Окорачивать такого выскочку? Говорить: «Потерпи, в прошлый раз с тебя начали, теперь давай другого вперед пропустим?» Вряд ли это поможет. Он, скорее всего, разобидится.

Но ситуация кардинально меняется, если подобраться к ней с другой стороны. Сказать: «Вась, давай ты будешь сегодня самым благородным и терпеливым, а? Как, по-твоему, ты сможешь пропустить вперед всех ребят и не расстроиться? Неужели сможешь? Вот это да! Смотрите, ребята, какой Вася молодец. Ему так хочется выступить первым, а он согласился вас пропустить. Спасибо тебе, Вася!»

У конкурирующих детей следует как можно скорее сформировать чувство группы. Для них это трудно, ведь они эгоцентристы и не склонны к сопереживанию. Но если расширить в их представлении категорию «мое», они смогут стать настоящими лидерами. Одно дело, когда ребенок видит в детях соперников, с которыми надо бороться, и совсем другое, когда он начинает считать их товарищами, которым он, умный, сильный, благородный, будет помогать.

Очень полезно затевать игры, где нужно действовать сообща. Это и командные игры типа футбола, лапты, вышибал. И рисование на большом листе бумаги, когда перед детьми ставится задача не перечеркнуть, а дополнить замысел товарищей. И ролевые игры, в которых сквозной нитью проходит мысль о важности сплочения, дружной совместной работы, например, игры «в шпионов», «в моряков» — для мальчиков; «в больницу» — для девочек.

 

Откуда берутся комплексы

Ну и, конечно, надо разобраться, в чем ваш ребенок — реально, а не так, как вам хотелось бы его видеть, — может преуспеть. Очень часто родители стремятся реализовать в детях то, чего не удалось добиться им самим. Мама мечтала стать балериной, но не смогла, и вот она на аркане тащит дочь в балетную студию, хотя у той ничего, кроме комплексов, это не вызывает, потому что у нее и ноги толстоваты, и гибкости недостаточно. А главное, не лежит душа к балету! Что тут поделаешь?!

Присмотритесь к ребенку и постарайтесь понять, каковы его склонности. Не способности — в раннем возрасте они далеко не у всех ярко выражены, — а именно склонности, обусловленные характером. Болтушка ваша дочь или молчунья? Любит фантазировать ваш сын или, наоборот, он удивительно практичный, рассудительный? Болтливую «назначьте» искусной рассказчицей, подчеркивайте в ней это как достоинство, а параллельно помогайте овладеть риторическими приемами, боритесь со «словами-сорняками» — в общем, создавайте благоприятную почву для развития природных склонностей. У вашего мальчика живой, подвижный ум? Пусть будет самым находчивым и сообразительным. А если, наоборот, он немного тугодум и долго раскачивается, прежде чем взяться за дело? В таком случае объявите его самым обстоятельным и почаще вспоминайте пословицу «Поспешиь — людей насмешишь». Не заставляйте сына соревноваться с более проворными детьми, а если такая ситуация все равно возникает, например, в детском саду, подчеркивайте его плюсы. Допустим, аккуратность, взвешенность ответов и т.п.

Самое главное — это предоставить ребенку адекватную площадку для самоутверждения. И если он будет доволен результатами, то желание лидировать всегда и во всем постепенно сойдет на нет. Ведь оно свидетельствует не столько о реальной тяге к лидерству, сколько о неудовлетворенности собой. Так ведут себя только несостоявшиеся люди. А когда человек находит себя в чем-то, он успокаивается и уже не рвется быть «каждой бочке затычкой».

Усиленно поощрять в ребенке дух соревновательности опасно еще и потому, что у него может возникнуть искаженное представление о родительских чувствах, да и самих родителях.

«Вам нужен не я, а мои успехи», — думают такие дети.

А это ужасно обидно! Вы только представьте себе, что муж любит вас за ваши гастрономические изыски. Или за квартиру. Или за диссертацию. Вот почему некоторые «образцовые» дети в подростковом возрасте начинают бунтовать: перестают заниматься в кружках, запускают учебу, связываются с нехорошими компаниями.

— А мне там не надо из кожи вон вылезать, — вызывающе говорят они. — Меня там принимают таким, какой я есть.

И соответственно, родители начинают казаться ребенку черствыми, эгоистичными, расчетливыми. Он отдаляется от них, ожесточается, становится грубым и агрессивным. А они не понимают, в чем причина такой перемены, списывают все на дурное влияние улицы, сетуют на детскую неблагодарность, бегают по психологам — словом, делают все, кроме одного: не признают своей вины.

Но при всем при этом нельзя всю жизнь создавать ребенку условия наибольшего благоприятствования! Жизнь, она штука жесткая. И конкуренция в ней о-го-го какая, сколько ни тверди, что это не в наших традициях. Да одно поступление в институт чего стоит!

Но ведь никому не приходит в голову навьючивать на дошкольника мешок с картошкой под предлогом, что во взрослом возрасте ему пригодится перетаскивать тяжести. Все понимают, что неокрепший детский позвоночник может не выдержать. Почему же, когда речь заходит о психике, критерий вдруг меняется?

Да, нельзя прожить жизнь в тепличных условиях. Но к тому моменту, когда ребенок выйдет из-под родительской опеки, психика его окрепнет. Желание попробовать свои силы, посостязаться с миром, доказать себе и другим, что ты на что-то способен, возникает в подростково-юношеском возрасте. Именно тогда большинство мальчишек начинают развивать в себе силу воли, выносливость, смелость. А значит, этот период наиболее благоприятен и для развития соревновательности. «Каждому овощу свое время» — гласит мудрая пословица. Родители, которые об этом помнят, обычно бывают довольны собранным урожаем.

 

Татьяна ШИШОВА, психолог


Загрузка...
-->