Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Большая Энциклопедия Гастронома

Большая Энциклопедия Гастронома

Издательство: Эксмо

2347 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Приз для победителя: эгоист или лидер

12.08.2015

Нужно ли поощрять в детях соревновательность?

— Конечно, нужно! — воскликнут многие взрослые. — Жизнь — борьба. Пусть ребенок с детства к этому привыкает. А то его всегда будут затирать.

С одной стороны — это правильно. Но в то же время где провести ту четкую грань, на которой заканчивается хорошая состязательность и начинается бессмысленная конкуренция? Вот что думает по этому поводу детский психолог.

 



Лидер или эгоист

 

Идея личного успеха никогда не была главенствующей в нашей культуре. Наоборот, люди, которые шли к своей цели напролом, «по головам», дружно осуждались. А слово «карьерист» до сих пор имеет ярко выраженный отрицательный оттенок. Да и характер наших людей в общем-то не соревновательный. Ориентация на успех зачастую вводит их в стопор. Сколько раз доводилось слышать:

— Я вообще-то хорошо плаваю, но на перегонки не могу. У меня сразу руки-ноги деревенеют.

Многим кажется, что они не могут соответствовать предъявляемым к ним требованиям, и поэтому предпочитают заранее отказаться от соревнования, даже не попробовав в него вступить. А одна из наиболее распространенных жалоб родителей выглядит так: если у ребенка что-то не получается, он наотрез отказывается заниматься этим делом. Причем у конкурентных, амбициозных детей это выражено ярче, чем у неконкурентных.

Выходит, конкурентность и соревновательность разные вещи? На самом деле да. И истоки этого следует искать в особенностях общинной психологии, традиционной для России, которая никуда не исчезла с упразднением крестьянских общин, а лишь немного осовременилась и обрела другое название (например, в советское время ее окрестили духом коллективизма). В последние годы, казалось, установки изменились. Начал поощряться индивидуализм, общество стремительно менялось... Но для многих людей это было непереносимо, и они стали «сбиваться в стаи»: присоединяться к церковным общинам, клубам, ассоциациям. Причем у молодежи, воспитывающейся в новой реальности, тяга к объединению выражена даже больше, чем у пожилых людей.

Сказать, что в нашем обществе успех в принципе не поощряется, будет неправильно. Иначе у нас не было бы ни научных открытий, ни технических достижений, ни гениальных книг и картин. Но у нас больше всего ценятся победы ВО ИМЯ ДРУГИХ. И именно под этим углом зрения стоит рассматривать проблему лидерства, конкурентности и соревновательности. К примеру, школьники. Кого они обычно уважают, кто становится центром притяжения в классе? Отличники? Нет. К ним отношение, мягко говоря, неоднозначное. Особенно если они кичатся своими пятерками и не дают списывать. Ребят, которые строят из себя «крутых», тоже не любят. Хотя перечить им часто не отваживаются. Тех, кто щеголяет модной одеждой, похваляется родительскими деньгами и чинами, считают воображалами. Над «якалками», всюду лезущими вперед, откровенно потешаются. А реальным лидером становится тот, кто умеет ДЕЛИТЬСЯ с другими. Делиться не только игрушками и сладостями, но и хорошим настроением, фантазией, смелостью, силой, знаниями.

Поэтому детей, жаждущих лидерства, имеет смысл ориентировать на соревнование командой. Чтобы они стремились к успеху вместе с другими и ради других. Например, сидят они на занятиях, где нужно по очереди показывать театральные сценки. И каждому хочется всегда быть первым. Что делать? Окорачивать такого выскочку? Говорить: «Потерпи, в прошлый раз с тебя начали, теперь давай другого вперед пропустим?» Вряд ли это поможет. Он, скорее всего, разобидится.

Но ситуация кардинально меняется, если подобраться к ней с другой стороны. Сказать: «Вась, давай ты будешь сегодня самым благородным и терпеливым, а? Как, по-твоему, ты сможешь пропустить вперед всех ребят и не расстроиться? Неужели сможешь? Вот это да! Смотрите, ребята, какой Вася молодец. Ему так хочется выступить первым, а он согласился вас пропустить. Спасибо тебе, Вася!»

У конкурирующих детей следует как можно скорее сформировать чувство группы. Для них это трудно, ведь они эгоцентристы и не склонны к сопереживанию. Но если расширить в их представлении категорию «мое», они смогут стать настоящими лидерами. Одно дело, когда ребенок видит в детях соперников, с которыми надо бороться, и совсем другое, когда он начинает считать их товарищами, которым он, умный, сильный, благородный, будет помогать.

Очень полезно затевать игры, где нужно действовать сообща. Это и командные игры типа футбола, лапты, вышибал. И рисование на большом листе бумаги, когда перед детьми ставится задача не перечеркнуть, а дополнить замысел товарищей. И ролевые игры, в которых сквозной нитью проходит мысль о важности сплочения, дружной совместной работы, например, игры «в шпионов», «в моряков» — для мальчиков; «в больницу» — для девочек.

 

Откуда берутся комплексы

Ну и, конечно, надо разобраться, в чем ваш ребенок — реально, а не так, как вам хотелось бы его видеть, — может преуспеть. Очень часто родители стремятся реализовать в детях то, чего не удалось добиться им самим. Мама мечтала стать балериной, но не смогла, и вот она на аркане тащит дочь в балетную студию, хотя у той ничего, кроме комплексов, это не вызывает, потому что у нее и ноги толстоваты, и гибкости недостаточно. А главное, не лежит душа к балету! Что тут поделаешь?!

Присмотритесь к ребенку и постарайтесь понять, каковы его склонности. Не способности — в раннем возрасте они далеко не у всех ярко выражены, — а именно склонности, обусловленные характером. Болтушка ваша дочь или молчунья? Любит фантазировать ваш сын или, наоборот, он удивительно практичный, рассудительный? Болтливую «назначьте» искусной рассказчицей, подчеркивайте в ней это как достоинство, а параллельно помогайте овладеть риторическими приемами, боритесь со «словами-сорняками» — в общем, создавайте благоприятную почву для развития природных склонностей. У вашего мальчика живой, подвижный ум? Пусть будет самым находчивым и сообразительным. А если, наоборот, он немного тугодум и долго раскачивается, прежде чем взяться за дело? В таком случае объявите его самым обстоятельным и почаще вспоминайте пословицу «Поспешиь — людей насмешишь». Не заставляйте сына соревноваться с более проворными детьми, а если такая ситуация все равно возникает, например, в детском саду, подчеркивайте его плюсы. Допустим, аккуратность, взвешенность ответов и т.п.

Самое главное — это предоставить ребенку адекватную площадку для самоутверждения. И если он будет доволен результатами, то желание лидировать всегда и во всем постепенно сойдет на нет. Ведь оно свидетельствует не столько о реальной тяге к лидерству, сколько о неудовлетворенности собой. Так ведут себя только несостоявшиеся люди. А когда человек находит себя в чем-то, он успокаивается и уже не рвется быть «каждой бочке затычкой».

Усиленно поощрять в ребенке дух соревновательности опасно еще и потому, что у него может возникнуть искаженное представление о родительских чувствах, да и самих родителях.

«Вам нужен не я, а мои успехи», — думают такие дети.

А это ужасно обидно! Вы только представьте себе, что муж любит вас за ваши гастрономические изыски. Или за квартиру. Или за диссертацию. Вот почему некоторые «образцовые» дети в подростковом возрасте начинают бунтовать: перестают заниматься в кружках, запускают учебу, связываются с нехорошими компаниями.

— А мне там не надо из кожи вон вылезать, — вызывающе говорят они. — Меня там принимают таким, какой я есть.

И соответственно, родители начинают казаться ребенку черствыми, эгоистичными, расчетливыми. Он отдаляется от них, ожесточается, становится грубым и агрессивным. А они не понимают, в чем причина такой перемены, списывают все на дурное влияние улицы, сетуют на детскую неблагодарность, бегают по психологам — словом, делают все, кроме одного: не признают своей вины.

Но при всем при этом нельзя всю жизнь создавать ребенку условия наибольшего благоприятствования! Жизнь, она штука жесткая. И конкуренция в ней о-го-го какая, сколько ни тверди, что это не в наших традициях. Да одно поступление в институт чего стоит!

Но ведь никому не приходит в голову навьючивать на дошкольника мешок с картошкой под предлогом, что во взрослом возрасте ему пригодится перетаскивать тяжести. Все понимают, что неокрепший детский позвоночник может не выдержать. Почему же, когда речь заходит о психике, критерий вдруг меняется?

Да, нельзя прожить жизнь в тепличных условиях. Но к тому моменту, когда ребенок выйдет из-под родительской опеки, психика его окрепнет. Желание попробовать свои силы, посостязаться с миром, доказать себе и другим, что ты на что-то способен, возникает в подростково-юношеском возрасте. Именно тогда большинство мальчишек начинают развивать в себе силу воли, выносливость, смелость. А значит, этот период наиболее благоприятен и для развития соревновательности. «Каждому овощу свое время» — гласит мудрая пословица. Родители, которые об этом помнят, обычно бывают довольны собранным урожаем.

 

Татьяна ШИШОВА, психолог


Missing flash plugin. Please download the latest Adobe Flash Player: