Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо

Издательство: Искатель

Автор: Некрасов Николай Алексеевич

151 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

В ДЕТСКИЙ САД, КАК НА РАБОТУ

28.08.2015

Для многих родителей одной из многочисленных проблем воспитания становится вопрос — отдавать или не отдавать своего ребенка в детский сад? «Няня» уже поднимала эту тему. Как и в других спорных случаях, здесь важно, приняв решение, чувствовать себя уверенным в своей правоте, не пускаясь в мучительные сомнения: «А вот если бы!..» Практика показывает: детский сад посещают лучше те дети, у родителей которых нет других альтернатив и детский сад которыми воспринимается как единственно возможный и оптимальный вариант.


детский сад: за и против

 

В недалеком прошлом этот вопрос решался почти автоматически: ясли, детский сад наряду со школой были необходимыми этапами большого пути советского человека. Сейчас же возможностей значительно больше: мамы могут сидеть с детьми сами, нанимать гувернанток, нянь. Тем не менее социализированными формами воспитания пренебрегать не стоит. Вероятно, у кого-то и найдется про запас пара-тройка жутких историй из собственной жизни, опыта соседей, знакомых о страшных воспитательницах и халатностях работников дошкольных государственных учреждений. Однако сама наша система дошкольного воспитания при условии добросовестного и профессионально честного отношения традиционно считалась (не у нас, а в мире!) достойным образцом для подражания. Можно долго рассуждать на тему о том, насколько важной для ребенка является ранняя социализация, опыт общения и адаптации в детском коллективе, гармоничное развитие, которое и призваны осуществлять педагоги в детских садах. Это все так. Но даже в самых благополучных из них вы можете столкнуться с проблемами, которых хорошо бы избежать или которые хорошо бы разрешить без излишних болезненных эмоций.

Прежде всего, если вы внутренне готовы делить тяготы и радости воспитания собственного ребенка с дошкольным учреждением, позаботьтесь об этом заранее. За год или даже два до предполагаемого деления ответственности стоит походить по округе и выбрать наиболее удобный и понравившийся вам детский сад и запишитесь в электронной очереди. 

Наиболее подходящим для начала посещения ребенком детского сада является период, когда он может уже говорить, пользоваться горшком и самостоятельно подносить ложку ко рту. В первое время оставляйте ребенка в саду часа на два, забирая его до обеда. Потом постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, за 2—3 недели можно перейти на обычный режим. Так что, отправляя ребенка первый раз в детский сад, не рассчитывайте, что у вас сразу высвободится много времени. Ребенка надо приучать постепенно. Однако не растягивайте процесс адаптации: малыш может привыкнуть к тому, что его забирают раньше других, что он находится на привилегированном положении, и вам будет трудно изменить свою тактику.

Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Даже случайно оброненная фраза (к примеру, «Будешь баловаться, оставлю тебя в детском саду!» или «Вот отдам тебя в детский сад — узнаешь, где раки зимуют!») может поселить в душе ребенка страх. Нужно создавать положительный образ детского сада, чтобы он был привлекательным для малыша, а не наказанием. В этом смысле лучше говорить так: «Будешь себя плохо вести, НЕ пойдешь в детский сад!»

Вместе с тем, отправляя ребенка в детский сад, не сулите ему  райской жизни. У детей гораздо богаче воображение, чем у взрослых, и легко возникают идеализированные образы, далекие от любой реальности. При их наличии и столкновении даже с совсем не плохой действительностью у ребенка может развиться негативная реакция на детский сад: он просто не оправдает его надежд.

Так что будьте честны с малышом, расскажите о том, что ему может быть там интересно и что от него требуется (слушать воспитательницу, соблюдать распорядок вместе со всеми, быть аккуратным).

Не забудьте подготовить в отдельном пакете запасную одежду (трусики, колготки, кофточку), чтобы ребенок мог переодеться, если случится конфуз или другая неприятность. Еду лучше с собой не давать, чтобы самому не перебивать аппетит и других не соблазнять. Кроха будет чувствовать себя комфортнее, если вы позволите ему взять с собой небольшую мягкую или резиновую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. С игрушками, с которыми ребенок ходит в сад, мысленно попрощайтесь и не устраивайте дотошных дознаний, куда исчезла куклина туфелька или почему оторвалась ручка у корзинки. Спросить об этом нужно, но не стоит возводить это в ранг мировой катастрофы. Поэтому хорошо бы иметь небольшую коробку или ведерко, где были бы сложены игрушки для сада — интересные и нужные для ребенка, но не баснословно дорогие или ценные как память.

Не избегайте общения с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка, о том, как он себя ведет среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия на лекарства. Проявляйте доброжелательную заинтересованность к учебным занятиям и успехам малыша.

Одна из самых распространенных проблем при посещении ребенком детского сада — утренний плач при расставании с родителями. В каждом детском саду, пожалуй, найдутся «ревушки», устраивающие профилактические истерики по утрам. Редко какое родительское сердце не дрогнет при виде этих душераздирающих сцен. Но здесь важно быть последовательными и уверенными в том, что вы делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо и лучше для всех, что скоро он успокоится, что вы его любите и обязательно за ним придете в определенный час. Необходимым для вас условием является отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие внутренние колебания, ребенок их «уловит» и уйти будет еще труднее. Не затягивайте расставание, «дразня» малыша своим присутствием. Когда вы уходите из детского сада под вопли собственного ребенка, не считайте себя чудовищем. В подавляющем большинстве случаев это его реакция на частичную потерю власти над вами. И как правило, уже через несколько минут после вашего исчезновения он включается в игру.

Для родителей часто оказывается удивительным, что утром они оставляют рыдающего, несчастного малыша, а вечером он выглядит веселым и довольным и даже не всегда хочет уходить из группы, а на следующее утро все опять повторяется. Важно не поддаваться на провокации со стороны ребенка и дать ему понять, что как бы там ни было, а сюда ходить ему придется. Дома попытайтесь выяснить, что именно вызывает его столь бурную реакцию. И если он называет какие-то конкретные причины, попробуйте устранить их вместе с воспитателем, привлекая его в союзники.

Одним из способов преодоления этой проблемы может стать создание «ритуала прощания». Договоритесь заранее с ребенком, что вы помашете ему в окошко и пошлете воздушный поцелуй (или два) или покажете, подтянувшись и вздернув нос, каким молодцом он сегодня будет, а он пусть повторит ваш жест и позу, или, удаляясь, оглянетесь три раза, пока находитесь в пределах видимости. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание начнет происходить спокойно.

В старших группах особенно становится заметно возникновение дружеских отношений между детьми. И здесь возможны осложнения. Ключевая фраза для этого возраста — «Я с тобой дружу» или «Я с тобой не дружу, я дружу с Олей (Сережей, Катей)», и так несколько раз в неделю, а то и в день. Ребенка, особенно если он привык к стабильности в отношениях, могут изматывать эти перемены в настроении приятелей. Если ваш ребенок оказался вовлеченным в подобную ситуацию, окажите ему эмоциональную поддержку, попробуйте переключить его внимание на других детей в группе и, главное, позаботьтесь о его уверенности в самом себе, чтобы он еще раз прочувствовал, что он любим вами и достоин любви окружающих.

Что делать, если вы столкнулись с проблемой агрессивности в детском саду? Это, конечно, неприятно, причем и тогда, когда вашего ребенка кто-то ударил и когда вас ставят перед фактом, что кто-то пострадал по вине вашего сына или дочери. В первом случае следует разобраться, произошло ли это нечаянно или намеренно. Пожалейте ребенка, подбодрите, посоветуйте, как защищать себя, давать сдачи обидчику, поговорите с воспитателем, с самим драчуном.

Если же вам систематически жалуются на вашего ребенка, прежде чем ругать и наказывать, выясните, что случилось, чем вызваны его выпады. Подумайте, что можете изменить вы сами в ваших отношениях. Довольно часто драчливым, задиристым детям не хватает материнской теплоты и внимания или они таким способом реагируют на дискомфорт и конфликтность в семье.

По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, что не очень, чем дети занимались в саду, что узнали нового. Отдав ребенка в детский сад, вы стали меньше времени проводить вместе, но дело не в количестве часов, которые вы ему посвящаете, а в качестве ваших взаимоотношений. А они могут стать более теплыми, если вам есть что рассказать друг другу.

 

Майя КУЛЫГИНА,

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра психического здоровья РАМН