Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Набор для детского творчества "Лягушонок" (23890)

Набор для детского творчества "Лягушонок" (23890)

Издательство: Феникс+

50 руб.

Афиша
14.02.2017
«Память сердца»

22 февраля в 18.00 на Малой сцене Детского ...

подробнее...
14.02.2017
Опера-сказка "Морозко"

25 февраля в 12:00 в Детском музыкальном театре ...

подробнее...
31.01.2017
Мюзикл "Пеппи Длинныйчулок" 6+

04 марта 2017  (12.00),  05 марта 2017  (12.00 ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
13.01.2017
Самые странные няни в истории кино

Кому, как не няням, знать, насколько иногда бывает ...

подробнее...
20.12.2016
Что посмотреть всей семьей на каникулах?

Совместно с онлайн-кинотеатром Okko, мы выбрали семь беспроигрышных ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
17.02.2017
Праздник LEGO® «Это наш день!»

4 и 5 марта  компания  LEGO®  устроит большой  ...

подробнее...
16.02.2017
Провожаем зиму в семейном кафе АндерСон

Совсем скоро наступит долгожданная весна, а пока пришло ...

подробнее...
07.02.2017
В семейном кафе АндерСон выберут лучшего «Папу года»

Внимание всем счастливым семействам: в честь Дня защитника ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...

Пять золотых для Буратино

31.08.2015

Вводите малыша в мир денег постепенно. Не предъявляйте к нему непосильных требований, не переусердствуйте во фразах типа: «А ты знаешь, сколько это стоит?»; «Ты знаешь, каким трудом все это дается?» Придет время — узнает. Не лишайте его детства.


дети и деньги

 

В любой семье, независимо от ее достатка, перед родителями то и дело встает вопрос: как научить сына или дочь правильно относиться к деньгам? Ведь даже если чаду ни в чем нет отказа, его папа и мама вряд ли хотят, чтобы ребенок рос потребителем и не знал цены материальным благам, а уж если средства семьи существенно ограниченны, то научить детей правильно с ними обращаться — вопрос жизненной необходимости.

 

Деньги на карманные расходы

У одних моих знакомых двое детей-близнецов 11 лет — мальчик и девочка. Обоим детям родители периодически дают одинаковую сумму на карманные расходы, но распоряжаются они ею совершенно по-разному. Сын прячет свою долю в потайное местечко, где лежат еще запасы с прошлых поступлений, и расходует этот «капитал» весьма экономно. Дочка же сразу бросается что-нибудь покупать и не успокаивается, пока все деньги «не вылетят в трубу», после чего бежит попросить в долг у брата (в чем, к его чести будет замечено, он никогда сестре не отказывает).

Вот такие разные дети растут в одной семье. Кстати, у их родителей манера тратить деньги столь же полярна: мама в семье считается «транжирой», а  папа — «прижимистым».

Наверно, нет более бессмысленного вопроса, чем вопрос о том, как все-таки правильнее распоряжаться деньгами. Ясно, что здесь (не только здесь) хороша золотая середина, и так же ясно, что каждый из нас все же тяготеет к тому или иному полюсу. Уже в детстве у человека складывается определенный финансовый стиль, который сохраняется в течение всей жизни.

 

«Плюшкины» и «ноздревы»

В психологии есть одна теория, согласно которой люди делятся на конституционально богатых и конституционально бедных. Причем это не имеет никакого отношения к их реальным доходам — здесь как раз все может быть наоборот. Просто конституционально богатые ведут более непринужденный образ жизни, покупают то, что им нравится, дарят окружающим роскошные подарки и... часто оказываются «на мели». Тем временем конституционально бедные чрезвычайно болезненно реагируют на любой предстоящий расход: они объезжают весь город в поисках более дешевых товаров, терпят массу бытовых неудобств, отказываются от приглашений в гости, чтобы ничего не дарить, и могут за счет этого всего накопить крупную сумму, которую, впрочем, тоже не станут тратить.

Стили эти довольно устойчивы, однако, пока наследник мал, в силах родителей помочь ему избежать наиболее уродливых крайностей.

 

ИТАК:

Если ваш ребенок конституционально бедный, приглядитесь, не игнорирует ли он порой собственные нужды только потому, что ему жаль расставаться с «заначкой»? Избегайте при нем обсуждения финансовых проблем, не пускайтесь за обедом в ритуальные разговоры о том, сколько стоит каждая отправляемая в рот редиска, иначе у ребенка сложится представление о том, что единственная цель в жизни — избегание всевозможных трат.

Кроме того, проследите, чтобы «аскетизм» чада не сменялся роскошествами за чужой счет. Столько же ли он отдает другим, сколько получает (причем не только в деньгах)? Не любитель ли он сделать вид, что «забыл» принести куда-либо условленную сумму, подарок, дать взаймы товарищу? Аккуратно ли он отдает долги (пока еще маленькие)?

Если же ваш ребенок конституционально богатый, постарайтесь упорядочить его стремление жить «на широкую ногу». Хотя бы приучите его сперва откладывать деньги на неотложные нужды — те, что вы уже доверили ему самому держать под контролем (скажем, покупку школьных принадлежностей и посещение парикмахерской), а потом уже тратить остаток более свободно.

А что делать, если ребенок все деньги истратил сразу? Есть один радикальный метод: не делать ничего. То есть не выдавать ему новой суммы раньше условленного срока, даже если ему будет не на что купить ручку для занятий и порвутся последние шнурки. Пусть «стреляет» ручки у одноклассников и зашнуровывает ботинки чем попало... Стыдно? Да, стыдно. Но возможно, этот опыт убережет его от еще большего стыда — хронического безденежья во взрослой жизни.

И все же не злоупотребляйте такими методами. Иначе дети будут видеть в вас бесчувственных роботов, хладнокровно воспитывающих их посредством кнута и пряника, неспособных к малейшему снисхождению.

 

Подарки друзьям

Когда вашего ребенка в очередной раз приглашают на день рождения, приходится неизменно решать проблему: что подарить? Давайте сразу отбросим фальшивую мораль советской педагогики, что лучший подарок — сделанный своими руками. Ведь если бабушки и тетушки будут искренне умиляться лоскутным игольницам и кособоким корабликам вашего малыша, то его приятелю они совершенно не нужны. Ребенок просто может почувствовать себя неловко со своими подарками.

Итак, поход в магазин. Заранее оговорите, какую примерную сумму вы можете потратить. Прекрасный практический урок для сына или дочери — прицениться к ассортименту детских товаров, сделать и обосновать выбор. Удержите его (ее) от покупки подарка «под себя», пусть подумает, что было бы приятно получить самому имениннику, вспомнит его пристрастия и вкусы. А ведь с этой задачей и взрослому порой трудно справиться.

Кроме того, дети часто завидуют тем, кому собираются преподнести подарок. Они могут клянчить у вас такой же и шантажировать заявлениями типа: «Мне бы вы никогда это не купили!» Не поддавайтесь на провокации. Можно, конечно, иногда купить и своему ребенку такую же вещь, но все же стоит ему объяснить, что день рождения есть день рождения и что, когда ему дарят подарки другие дети, им, возможно, тоже не хочется с ними расставаться, но они хотят его порадовать. Вообще же радость дарения подарка придет к вашему малышу несколько позже — когда он начнет ценить то, что ему пока достается как само собой разумеющееся — любовь и заботу близких.

И еще. Никогда не заставляйте ребенка идти в гости с заведомо никчемным подарком, прикрываясь благим посылом, что главное — когда подарок от чистого сердца. Ведь те ваши приятели, что вечно преподносят вам на торжества дешевую парфюмерию и рекламные образцы товаров, раздаваемых на улице, наверно, тоже усвоили с детства, что главное — дарить «от чистого сердца».

 

Собственный заработок

Должен ли ребенок сам зарабатывать деньги? Нет, не должен — за него до поры до времени это делают родители. В этом возрасте перед маленьким человеком стоят другие задачи: осмысленная учеба, привычка к самообслуживанию, умение распорядиться карманными деньгами. А вот может ли он иногда поучаствовать в заработке семьи? Думаю, что да. Только вот какими способами — об этом стоит поразмышлять.

Не понимаю восторженных репортажей о том, как 10-летние ребята моют машины и торгуют газетами, — вот, мол, как хорошо, когда ребенок привыкает зарабатывать деньги своим трудом! Но если он весь день дышит выхлопными газами или толкается в переходе метро по соседству с бомжом, а выручкой — кто этого не знает? — делится с соответствующими структурами, это, что, трудовое воспитание? На мой взгляд, это явный признак неблагополучия семьи, как материального, так и морального.

Гораздо более удачный вариант первого заработка — когда ребенок трудится вместе с родителями. В одной семье, я знаю, мама шьет на дому рукавицы для строительных организаций, а 8-летняя дочка ей вовсю помогает: компонует детали, складывает готовую продукцию, считает, ведет записи. Основное преимущество такой совместной работы в том, что родители определяют посильную нагрузку для ребенка, не дают ему переутомиться. Кроме того, ребенок видит, что любой труд состоит из множества участков и что его помощь хотя бы на одном из них приближает результат.

Можно даже подсчитать вместе с ребенком, которую часть из вырученных денег заработал именно он, и отложить их на покупку вещей для него самого или отдать ему на мелкие расходы. Можно пойти дальше и объяснить малышу, куда вообще расходуется прибыль.

Но даже если вы не занимаетесь никакой надомной работой, дело для ребенка всегда найдется: ухаживать за щенками домашней собаки, правильно отвечать на телефонные звонки и записывать нужную информацию...

Более того, объясните ребенку, что даже его помощь по дому является косвенным вкладом в бюджет семьи, ведь тогда у вас освобождается время для других дел, в том числе для зарабатывания денег. Можно даже оплачивать труд ребенка, но не каждую протирку пыли, а особые работы, требующие от него значительных усилий. Если, например, ребенок разобрал «завал», до которого ни у кого в семье не доходили руки, — это достойно вознаграждения.

А можно ли платить детям за учебу? Можно, но принцип тот же: только по особым случаям — за успешно сданный экзамен в элитную школу, за добытую огромным трудом пятерку по сложному для него предмету и т.п.

И конечно же главным для детей пусть является именно приобретение трудовых навыков, а не конкретный заработок.

 

   Вера СЕЛЕЗНЕВА, психолог