Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Маленький герцог Ришар Бесстрашный

Маленький герцог Ришар Бесстрашный

Издательство: Самокат

Автор: Янг Шарлотта

353 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Дети и спорт: вкус победы

01.09.2015

Их приводят взрослые, чаще мамы или бабушки, и часами ждут в вестибюле с пальтишками и сумками, пока их олимпийские надежды делают свои первые шаги — к славе? к совершенству? просто к здоровью? Какую цель следует ставить перед малышом, приобщая его к спорту? С какого возраста лучше начинать занятия?


дети и спорт

 

Есть родители, буквально одержимые жаждой славы, готовые пожертвовать ради нее многим, в том числе и счастьем собственного ребенка, его нормальным детством, здоровьем, интересами. Это, конечно, аномалия. Но мы сейчас говорим не о них.

Разумные родители, желающие добра своим детям, обычно хотят знать, какую пользу принесут сыну или дочке часы, месяцы и годы, потраченные на занятия спортом. Впрочем, те из них, кто сам увлекался теннисом или футболом, знают ответ на этот вопрос. А поскольку во всем мире физическая активность взрослых сегодня на подъеме, она, естественно, влияет на активность детскую.

Занимаются ли родители с детьми сами или отдают их в спортивные секции — это лишь две стороны одного процесса. И если только занятия добровольны, т.е. исключают принуждение и давление, то польза их очевидна.

Исследования показывают, что мальчики извлекают исключительно важные уроки из соревновательных и особенно из командных видов спорта: способность действовать в группе, жить общими интересами, находить решения в условиях прессинга, воспринимать критику. По данным другого исследования, девочки, занимающиеся спортом, реже употребляют наркотики, реже сталкиваются с проблемами нежелательной беременности и чаще получают высшее образование.

 

Теннис вместо лапты?

Одна из задач организованного детского спорта — заполнить брешь, которая образовалась, когда отошли в прошлое дворовые игры. Серьезность этой утраты трудно переоценить. Те необходимые физические и социальные навыки, которые получали все дети во всех дворах по всей стране, а также на деревенских околицах и поселковых пустырях, теперь получают лишь дети организованно занимающиеся спортом.

Изменились не только формы занятий, где на смену пряткам, лапте и «казакам-разбойникам» пришли теннис, горные лыжи и фигурное плавание, — изменилось социальное лицо физической культуры. Раньше те дети, что были не очень сильны в учебе, брали реванш на улице. Самые ловкие, самые быстрые, самые меткие пользовались заслуженным авторитетом, закладывая  тем самым краеугольный камень в фундамент личности — самоуважение.

Сегодня все больше секций платных, точнее, все меньше бесплатных. Ребенок должен не только иметь заботливую бабушку, которая отвезла бы его на занятия, — он должен иметь достаточно благополучных родителей, чтобы эти занятия оплатить. Особо престижны виды спорта, требующие дорогой экипировки. Лихие троечники из малообеспеченных семей, которые прежде становились центровыми дворовых футбольных команд, остались не у дел. Дети почти не играют в футбол во дворах. Они вообще редко бывают на улице.

Большинство родителей сегодня воспринимают занятия своих детей спортом не как путь к олимпийским медалям, а как единственную возможность оторвать отпрысков от телевизоров и игровых приставок и дать им хотя бы минимальную физическую нагрузку.

Работающие родители чувствуют себя спокойнее, когда знают, что дневное время ребенка распределено между гимнастикой, плаванием, музыкой и французским.

Между тем занятия спортом дают ребенку нечто не менее важное, чем физические нагрузки и полезные навыки. Это нечто — вечная радость игры — то, для чего и создано детство.

Радость должна быть основой при формировании отношения к спорту. Физическое совершенствование начинается с игры и продолжается как игра — и чем дольше, тем лучше. Не стоит превращать в работу то, что должно быть просто радостью.

 

Отсутствие амбиций — залог успеха

Спортивные врачи и психологи не советуют приобщать к состязательным видам спорта детей моложе шести лет. До этого времени малыши предпочитают занятия без строгих правил и жесткой конкуренции. Они любят наблюдать за играми старших, пытаются подражать им, не привлекая внимания, так как чувствуют ограниченность своих возможностей.

Дети этого возраста (а многие и дольше) не любят многократного повторения одних и тех же действий, что совершенно необходимо при занятиях спортом. Они с трудом поддаются руководству и плохо слушаются команд. И никакие тренировки не могут ускорить естественное развитие их координации.

Означает ли это, что трех-четырехлетних малышей не следует отдавать в спортивные секции?

Тренеры считают, что заниматься можно с детьми любого возраста, если им позволить делать то, что соответствует уровню их развития. Трудности начинаются там, где взрослые ждут от своих чад слишком многого.

Когда дети демонстрируют желание и готовность заниматься спортом — в каком бы возрасте это ни произошло, —  родителям следует предоставить им такую возможность.

Первые навыки, которые можно и нужно развивать еще у дошкольников, — это умение бегать, прыгать, удерживать равновесие, кидать и ловить мяч. Если не развить эти навыки к семи-восьми годам, ребенку придется трудно в дальнейшем, когда спорт станет формой взаимодействия и важным элементом в жизни его сверстников.

Ребенок, задержавшийся на старте, может получить ярлык неловкого, неповоротливого и скоро оставить попытки нагнать других детей, в то время как на этой ранней стадии достаточно небольших усилий и регулярных занятий, чтобы сравняться со сверстниками.

 

Мы за ценой не постоим?

Спорт в умеренных дозах — это и развлечение, и полезная нагрузка. Однако родителям не следует забывать о безопасности. Спортивные травмы — не такая уж редкость у детей всех возрастов — от шести до тринадцати лет.

Многие травмы, по утверждению медиков, происходят не от неловкости или неосторожности, а от перегрузок и перетренированности. Долгие игровые сезоны, напряженный график тренировок, спортивные школы и спортивные лагеря обрекают детей на режим, более подходящий для взрослых профессиональных спортcменов.

Травмы, связанные с перегрузками и перетренированностью, практически не встречаются у детей, занимающихся «неорганизованным» спортом в семье или во дворе. Это — цена, которую платят юные «профи», издержки организованного спорта.

Родители, которые отдают детей в секции из соображений безопасности — чтобы уберечь от несчастных случаев, от «улицы» и «двора», — должны отдавать себе отчет, что организованный спорт также связан с немалым риском и также таит в себе угрозу для здоровья ребенка.

О том, как тренируются юные гимнастки, можно не рассказывать — это хрестоматийный пример. Какой ценой оплачены их красивые выступления, каждый примерно себе представляет. Но и по другим видам спорта ежегодно идет вверх кривая роста травматизма.

 

Давление среды

Нажим, давление — главная причина травматизма. Специалисты считают, что далеко не все дети готовы к тому высокому уровню конкуренции и накалу соревнования, с которыми они сталкиваются в спорте, и лишь очень немногие родители видят тут проблему.

Стремление достигнуть слишком многого слишком быстро вполне естественно для ребенка. Но если оно подогревается родителями и тренерами, то может перейти грань безопасности. Физические и эмоциональные стрессы, непосильные для ребенка, подвергают его здоровье серьезному риску.

Специфическая, заряженная электричеством атмосфера большого спорта приводит к тому, что некоторые родители и тренеры теряют чувство реальности. В норме ребенок соразмеряет свою «волю к победе» со своими возможностями. Но «накручивание» со стороны взрослых может привести к потере контроля и серьезным физическим и психическим травмам. Ребенок, «не оправдавший надежд», может испытывать тяжелейший кризис.

Многие тренеры утверждают, что у них бывает больше проблем с родителями, чем с детьми. «У меня была парочка, которая настаивала, чтобы их шестилетняя дочь тренировалась пять дней в неделю, — рассказывает Александр, тренер детской секции по плаванию. — Они были убеждены, что у нее большое будущее». Именно у таких детей, как правило, бывают проблемы. Если они делают то, что делают, не для себя, а для кого-то — это не принесет им никакой пользы.

Спорт, безусловно, необходим и полезен в разумных дозах и при правильном подходе. Родители должны проявить достаточно мудрости и ставить на первое место интересы ребенка.

Все дети разные, как и их родители. В одних живет неугасимый дух соревнования, и их не только не надо подталкивать, но даже приходится сдерживать. Другие дети миролюбивы и не любят конкуренции. Их необходимо осторожно стимулировать. Но в этом случае гораздо важнее выбрать для них подходящее занятие.

К сожалению, в этих вопросах родители зачастую теряют всякую рассудительность. Азартный папа может подталкивать своего миролюбивого сына к совершенно несвойственным ему занятиям и доставить ему таким  образом немало огорчений. Ему требуется большое усилие, чтобы понять, что его ребенок — не неудачная копия, а просто совсем другой человек.

Папа, никогда не блиставший спортивными успехами, может в глубине души мечтать, что сын его будет другим. Ему необходимо усилие, чтобы признать, что сын его — такой же, каким был он сам, — не хочет и не может быть спортивной звездой.

Есть масса увлекательных занятий, не связанных с жесткой конкуренцией, дающих хорошую физическую нагрузку, полезные навыки и массу удовольствия. Таковы все виды туризма — пешего, водного, вело- и конного, а также плавание, лыжи, коньки и многое другое — в рамках «семейного» спорта, т.е. без победителей и побежденных. Нет «неспортивных» детей — есть недумающие родители, неправильные подходы, неудачный выбор и на всю жизнь испорченные отношения с тем, что должно составлять основу здоровья и одну из главных радостей жизни.

 

Пять правил для родителей, приобщающих ребенка к спорту:

 

  • ставьте интересы ребенка на первое место. Удовольствие должно быть главным стимулом в его занятиях спортом.
  • Будьте готовы затратить ваше время и оказать любую помощь, какая может потребоваться, с тем чтобы ребенок получил как можно больше от своих занятий.
  • Выбирайте такие виды спорта, такие секции, которые соответствуют вашей жизненной философии, и таких наставников для ребенка, система воспитания которых не противоречит вашей собственной.
  • Поддерживайте ребенка, болейте за него, но оставайтесь в тени, предоставляя тренеру спокойно делать свое дело.

 

Дайте ребенку понять, что все, чего вы ждете от него, — это упорный труд, растущее мастерство и радость победы над собой.