Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо

Издательство: Искатель

Автор: Некрасов Николай Алексеевич

151 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Плоды просвещения

21.09.2015

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И если вы по каким-то причинам считаете, что ваш сын или дочь «несадовские», возьмитесь за домашнее обучение сами. Это не так уж сложно!


домашние обучение

 

Хочу все знать

Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Уже на пеленальном столике он пытается снять цепочку с маминой шеи, едва научившись ползать, подбирается к шкафу с хрусталем. А как малыши любят рвать газеты, журналы, даже книги! Маленький человек просто охвачен жаждой познавания и освоения огромного нового мира.

Со временем ребенок научится рассматривать картинки, слушать сказки, смотреть телевизор и т.д. Скоро малыш из несмышленыша превратится в способного и добросовестного ученика. Каждая мама чувствует, когда и в каком возрасте и объеме стоит «образовывать» свое ненаглядное чадо. По опыту скажу, что систематические домашние «уроки» удобно проводить с трех лет, так как малыш уже способен достаточно долго сидеть на месте, осмысливать новую информацию, сознательно  выстраивать диалог и самостоятельно делать выводы.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на распространенную ошибку родителей — ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор, и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребенком в кукольном театре, музее искусств, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «Много будет знать, скоро состарится». К сожалению, «мамины промахи» дадут себя знать очень скоро — в первых же классах школы, когда ваш ребенок окажется пассивным существом, индифферентно относящимся к любым нововведениям.

Апатия во всех проявлениях должна настораживать. Да и как не насторожиться, услышав радостный рассказ иной мамы об ее успехах на кухне, пока трехлетний сын два часа кряду рассматривал один журнал? Противоречие явно, ибо по природе своей дети таковы, что им нужно все сразу. Скажем, предложите ребенку три конфеты: он возьмет по одной в каждую ручонку и вожделенно уставится на третью. Так и со знаниями. Соблюдать «дозировку» дети упорно отказываются, да и могут ли? Кругом столько интересного, невозможно быть в стороне! Предметы, люди, события, явления  природы... Их хочется рассмотреть, назвать, наконец, объяснить! «Наука» уже вошла в жизнь ребенка, даже если мы старательно захлопываем перед ней двери. Что толку оберегать нетронутый ум, когда можно наполнить его добрыми мыслями, смелыми идеями, ценными сведениями. Развивать  интеллект — врожденная потребность человека и, пожалуй, самая созидательная.

Итак, решение учить и учиться принято. Вам отводится важная и почетная роль наставника. Милые мамы, не спешите штудировать «Большую советскую энциклопедию» и лихорадочно вспоминать школьную или институтскую программу. Расслабьтесь — знания для дошкольника не совсем то, что для взрослого. Дети вынуждены соотносить их с собственным жизненным опытом, а значит, неприхотливы. Куда лучше вновь с головой окунуться в светлый и теплый мир детства, где все понятное просто, а непонятное таинственно. И мама — почти фокусник — каждый день приоткрывает эту волшебную завесу.

Ваши занятия, несомненно, будут полезны, но не только с практической точки зрения. Уроки станут общим делом, духовно сблизят вас. Уважение к человеческой индивидуальности, раскрытие таланта, стремление к интеллектуальному развитию — вот лишь немногие зрелые «плоды просвещения».

 

Чему учить?

Первый и главный вопрос для мамы — чему учить? Благо, выбор огромен, спасибо прогрессу. Это не старые добрые времена, когда вся премудрость была — азы да Закон Божий. Сегодня трех- четырехлетний «знаток» без труда управляется с телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. И все же, мир вокруг нас не изменился, в том смысле, что каждый ребенок открывает его для себя заново. Поэтому начнем сначала.

Заметно облегчит жизнь самодеятельному педагогу систематизация. Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся только «разложив их по полочкам». Сориентироваться нам поможет наше условное разделение.

Прежде всего займитесь изучением предметов и их  качеств. Для удобства общения допустимы «тематические» уроки — «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и т.д., а также «учебные» игры — «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и т.п. Эти простейшие примеры исподволь ведут к сути — малыш свободно ориентируется в формах, цветах, сходствах и противоположностях, умеет охарактеризовать предмет и его действие, сравнить несколько предметов, соотнести размер, материал. Быстро расширяется словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения — развитие речи. Известно, что  дети болтают без умолку  еще тогда, когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок, говорящий, к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания (какая собачка? какой автобус?). Ваша цель — приохотить «ученика» говорить много и правильно.

Параллельно развитию речи идет словотворчество. Это особый способ познавания языковых закономерностей. Каких только слов не сочиняют дети: колоток, мазелин, отмухиваться, пугательные сказки, намакаронился, морякорь (примеры принадлежат К.И.Чуковскому). То наивно упрощая взрослый язык, то выдумывая недостающее словцо, они изрекают гениальные тирады, но чаще чудесные несуразицы. Поэтому родителям важно поправлять детей и тактично обсуждать ошибки. Но не слишком старайтесь — рискуете проглядеть будущего поэта. Именно дети тонко чувствуют «складную» речь — плавную, ритмичную, как бы музыкальную. Рифмованные конструкции они прекрасно запоминают, воспроизводят и охотно сочиняют сами. Обязанность педагога — читать побольше стишков, потешек, поговорок, стихотворных загадок —  хороших и разных.

Далее, в кругу интересов ребенка почетное место занимает природа, живая и нежная. Птички, рыбки, кошечки, зайцы, волки, дельфины, слоны, львы, мартышки и пр. — сколько живности, столько и занимательных рассказов. Не говоря уже о растениях, подводном мире, насекомых и атмосферных явлениях. Откуда берется дождь? Почему снег холодный? Как питается дерево? Кто  зимой зеленит елки? — малыш обожает подобные вопросики. Ответим? Теперь задавайте им свои. Например, о воде. Малыш знает то, что она из речки и пригодна для питья. А между тем, вода не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, при нагревании испаряется, охлаждаясь, становится льдом. Еще — воду нужно беречь, чтобы хватило всем.

От полезного обратимся к приятному. Поразительно, какую радость вызывают у детей вновь и вновь уроки эстетики. Понимание сущности прекрасного — отнюдь  не привилегия взрослых. Ребята по-своему осмысливают (и достойно!) серьезные произведения искусства, улавливают замысел творца. Правда, слово «художник» они упорно образуют от наречия «худо». Так, один мальчик, просматривая картинки в книге, воскликнул: «Он вовсе не художник, он хорошо рисует!». Благоговейно относятся дети и к собственным творческим опытам: едва  изобразит доморощенный живописец абстрактную загогулину, тотчас ждет похвал и восторженных отзывов. Вот почему важно знакомить детей с подлинными шедеврами, развивать вкус и «цветовое чутье».

Ваши занятия удачно дополнит раскрашивание, лепка, рисование гуашью и акварелью, аппликация. Более удачные работы помещайте в альбом.

Следующий раздел назовем «Сказки». Ох уж эти сказочники! Десятилетия и даже столетия прошли, а любовь к сказкам ничуть не убавилась, народные и авторские, волшебные и бытовые, о животных и удивительных героях — они первыми встречают родившегося ребенка, воспитывают чувства, эмоции, наполняют воображение причудливыми образами. Чем притягательны незатейливые сказки? Вечным «жили-были», плавным, неспешным повествованием, чудесами да счастливым концом. Сказочные персонажи смелые, честные, справедливые, добрые, а то и хитроватые, вредные, корыстные, но всегда обаятельные. Дружба с ними — на годы (а мечты об Иване-Царевиче для многих — на всю жизнь). Подружиться со сказкой легко, устроив свой домашний кукольный театр.  Инсценировки позволят детям не только слушать, но и создавать сказку.

Теперь благополучно возвращается старинная  заповедь —  преподавать детям правила хорошего тона. Уроки вежливости и приличий либо усваиваются сызмальства, либо, увы, совсем забываются. Между тем, умение красиво сервировать стол, принимать  гостей, дарить и получать подарки, вести себя среди незнакомых людей одинаково ценится во все времена. В ваших силах привить ребенку тактичность, сдержанность и доброжелательность, пресекая грубость, ложь, жестокость.

Хороший тон, галантность неразрывно связываются в нашем сознании с событиями дней давно минувших, о которых имеет смысл тоже говорить с детьми.  Зачем? Чтобы прошлое не стало мертвыми руинами, но надежной крепостью за спиной будущего Человека.

Внимательные родители быстро замечают, что нравится малышу, и всячески поощряют его. Однако для общего развития ребенка желательно включить в «программу» занятия музыкой и иностранным языком. Естественно, это потребует от вас предварительной подготовки, кое-что придется изучить заново, но больше — вспомнить из своих детских уроков. А когда в доме сохранилось пианино — великолепно! Так здорово листать старые нотные тетрадки, наигрывать песенки, которые «помнят» пальцы.

Что касается языков: если вы не сильны в этой области, воспользуйтесь одним из со-временных методов, доступно изложенных в пособиях  типа «Английский — всей семьей».

Да, не доведется соскучиться маленькому ученику. И это не предел совершенства! В доказательство  приведем методику американского врача Глена Домана, утверждающего, что к трем-четырем годам ребенок в состоянии бегло читать, выполнять сложные математические действия, оперировать энциклопедическими знаниями. Легко, без напряжения. Интересно, что уроки предлагается проводить именно родителям, а не квалифицированным педагогам. Кто знает, возможно, ваш малыш тоже добьется невероятных результатов, как питомцы доктора Домана.

Итак, мы создали (подчеркнем: приблизительно!) систему домашнего обучения. Главная его цель, таким образом, — научить ребенка слушать, понимать речь, спорить, запоминать, сомневаться и, конечно, творить самостоятельно.

 

Как учить?

Рассказы об успехах даровитых детей, вскользь услышанные на детской площадке, в парке или в транспорте, действуют воодушевляюще. Хочется сию секунду учить своего отпрыска. Мысленно мы уже коллекционируем детские достижения. Не торопитесь! У «игры в школу» весьма серьезные правила, выполнять которые — святая обязанность мамы-учителя.

Хорошее начало, как известно, полдела. Увлечь, заинтересовать ребенка новым занятием — учебой — значит одержать первую маленькую победу. Секрет в том, что все дети любят получать свежую информацию, но не все готовы к регулярным усилиям. Остерегайтесь окольных путей: давления, угроз или посулов. Формула «если будешь учиться, то...» практически тупиковая для вас обоих. В каком-то смысле, вы сознательно записались в добровольцы. Так запаситесь терпением и спокойствием — они понадобятся. Пригодится и бодрое, веселое, приподнятое настроение.

Чтобы сделать процесс обучения эффективным и динамичным, тщательно выбирайте время уроков. Считается, что максимальная активность детей приходится на периоды с 8.00 до 12.00 и с 16.00 до 18.00 часов дня, а минимальная с 14.00 до 16.00 часов. Кроме того, ребенок должен быть здоров, уравновешен, хорошо себя чувствовать. Иначе вас ожидает  получасовой монолог, а его — дремотное выслушивание с нулевой реакцией.

Заблаговременно, как соленья на зиму, заготовьте подручные материалы: карандаши,  ручки (разных цветов), ножницы, клей, кисточки, краски, пластилин, глину и все для лепки, фломастеры, маркеры, бумагу (в т.ч. бархатную), картон, тематические раскраски («Времена года», «Цифры», «Алфавит» и т.д.); наглядные пособия: картинки, лото, репродукции (лучше картины, подлинники которых ребенок видел в музеях); детскую литературу: книжки-игрушки, книжки с наклейками, с обучающими заданиями. Благо, выбор велик. Учтите, что материалов потребуется много, ибо они тают буквально на глазах. И потом, дети обожают разнообразие.

В заключение — несколько заметок для «Записной книжки домашнего наставника»:

  • соотносить обучение с возрастными особенностями и индивидуальными потребностями ребенка. Учитывать его характер и склонности. Уважать детскую волю.
  • Заботиться о всестороннем развитии: преподавать «науки», родной и иностранный языки, эстетику, музыку, рукоделие, правила хорошего тона. Не забыть о физическом воспитании.
  • Управлять процессом познания: не перегружать малыша, но и не топтаться на месте. Чувствовать, когда нужно прекратить занятие.
  • Рассчитать идеальную продолжительность урока, зная степень сосредоточенности, концентрации внимания и усидчивости ребенка.
  • Систематизировать обучение. Стараться соблюдать режим занятий, не поддаваясь на провокации ежедневных посторонних дел, событий и звонков. Никаких поблажек! Не откладывать начало учения на понедельник — бесполезно.
  • Ясно видеть ожидаемый результат: не столько тренировка памяти, сколько умения мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, слышать собеседника, побеждать и признавать поражение в споре, доказывать правоту. Быть не рядом с ребенком, а вместе с ним. Не контролировать, но подсказывать.
  • Почаще улыбаться друг другу. Сохранять чувство юмора.

 

Маленькие дети могут и хотят учиться, это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей стоит обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти. И потому, что не принято отставать от классического учебного плана детских садов.

Но истина в другом: это честнейшая в мире игра наполнит ваши дни волнующими мгновениями открытий и таинствами познания.