Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Набор №5 «Оазис» (417009)

Набор №5 «Оазис» (417009)

Издательство: Фантазер

221 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
25.10.2017
Фестиваль детской книги

С 28 до 30 октября все книголюбы приглашаются ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...

У вашего ребенка дисграфия?

02.10.2015

Поступление ребенка в школу не только праздник в семье, но и новые проблемы и заботы, ожидания и часто разочарования. Кто-то шагает в первый класс с весомым багажом знаний, а кто-то, увы, – с пустым. Как правило, дети родителей – сторонников принципа: «В школе научат!» – в первом же классе испытывают затруднения с письмом и чтением. Уже к концу первого класса, когда в тетрадках некоторых первоклашек учителя и родители с огорчением замечают стойкие, повторяющиеся, часто нелепые, необъяснимые ошибки, можно говорить о дисграфии –  затруднении в овладении письмом. К таким детям не всегда хорошо относятся учителя, дома их ругают и наказывают родители, в классе дразнят сверстники. Кто виноват и что делать? Чтобы разобраться во всем, обратимся  к  логопеду-психологу Речевого центра «Логопед плюс» Елене Анатольевне КРАСАВИНОЙ.


 

дисграфия


Почти одна треть
Дисграфия – затрудненность овладения письмом. Чаще всего у ребенка дисграфия наблюдается одновременно с дислексией (затруднением овладения чтением), но иногда эти нарушения могут встречаться изолированно. При этом возникновение ошибок никак не связано с нарушением интеллектуального развития ребенка. В последние годы число школьников с нарушениями письменной речи увеличилось во много раз. По некоторым данным, дисграфические ошибки встречаются у 30% младших школьников.

Научиться писать совсем не так просто, как кажется взрослым. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Для маленького ученика – это целая цепочка интеллектуальных и двигательных навыков.

Письмо начинается с замысла. Нужно мысленно создать план письменного высказывания, определить общую последовательность мыслей и постоянно удерживать еe. Каждое предложение, которое нужно записать, надо разделить на составляющие его слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо правильно определить его звуковую структуру. На начальных этапах важно каждое слово проговорить. Проговаривание помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, найти его место в слове. Потом выделенный из слова звук нужно соотнести с определенной буквой. Это тоже непростая задача для первоклассника. Буква может быть большой или маленькой, острой, округлой, кривой, ее можно написать мелом на доске, а можно прутиком на песке. Но в любом случае в букве нужно найти устойчивые элементы, которые и отличают ее от всех остальных букв. Затем ребенок должен с помощью движений руки воспроизвести зрительный образ буквы – написать ее. Каждый элемент буквы на начальном этапе выписывается отдельно, даже если в школе учительница требует писать слитно всю букву или несколько букв сразу. Малыш постоянно контролирует то, что он делает, думает, что и как нужно делать дальше. И торопить его в это время нельзя.

«Осечка» на любом из этих этапов неизбежно сказывается на процессе письма и чтения и может привести к определенным трудностям при обучении грамоте.  

О дисграфии как диагнозе можно говорить в том случае, если у ребенка при письме обнаруживаются не случайные ошибки, а однотипные и повторяющиеся в течение долгого времени. 

 

Очень важно!

Первая школа, первый учитель
К выбору школы  и первой учительницы родители должны отнестись очень серьезно. Многое в жизни первоклашки зависит от того, как сложатся отношения с учительницей, причем не только его, но и ваши. Первые недели школьной жизни – самое время познакомиться с педагогом. Обязательно расскажите учительнице об особенностях характера и темперамента вашего ребенка, предупредите ее, если малыш – левша или заикается, если он чересчур медлителен или, наоборот, гиперактивен. Невзначай спросите совета, как скорректировать эти дефекты. Учительнице будет приятно узнать, что вы интересуетесь ее мнением, уважаете ее точку зрения. Кроме того, вы сможете, не задавая прямого вопроса, уточнить, как она относится к левшам, копушам или сверхактивным  ученикам.



Формы дисграфий
1.  Фонематическая  (акустическая)
При этой форме дисграфии ребятишкам трудно услышать звуковой состав слова. Фонематическая дисграфия на письме проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Слово «щетка» пишется как «четка», «дочка» как «точка». Что-то ребенок слышит и понимает точно, а что-то очень приблизительно. Чтобы научиться писать правильно, ребенок должен различать все звуки.   Если звуковой образ у ребенка оказывается нарушенным, он не в состоянии отличить сходные, близкие по звучанию звуки. А ведь всего один звук способен исказить, а то и полностью изменить значение слова и даже целого высказывания! Сравните: каска – кашка, лук – люк, миска–мишка. Звукоразличение на письме играет важнейшую роль. А для ребенка с фонематической дисграфией словосочетание «Мишина машина» звучит то как «мыши на машине», то как «лишняя машина». 

2. Оптическая (зрительная) 
Обусловлена неустойчивостью зрительных представлений. Буква отличается от любого другого рисунка, прежде всего, своей условностью. В истории человечества буквы приобрели такое большое значение, что в мозге, в его левом полушарии, выделилась специальная область, отвечающая за букву. Нарушение буквенного восприятия, пространственных представлений проявляется в трудностях усвоения букв, их заменах и искажениях на письме и при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (З-Э, Р-Ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (Л-Д, З–В), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (Н–П–И, Т–Г). Дети, которым трудно запомнить букву зрительно, могут перевернуть ее, пропустить или добавить лишний крючок. К оптическим дисграфиям относятся и зеркальные перевороты букв. Зеркальное письмо чаще встречается у левшей, которые могут прочитать, написать и скопировать букву или слово равновероятно в любом направлении. 

3. Аграмматическая
Связана с нарушением грамматического строя речи. Ребенок пишет вопреки правилам грамматики («выбежал из дерева», «девочка пошел», «выходные день»). Эта форма дисграфии обычно проявляется, когда ученик, овладевший элементарной грамотой, начинает писать собственные тексты, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь  обнаруживается, что он абсолютно не владеет правилами изменения слов по падежам, числам, родам. 

4. Дизорфография
При дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы. На странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок знает правила,  а применить не может. 

 

Почему возникает дисграфия? 
1.  Все дело в маме. Ребенок не виноват! 
Одной из самых частых причин дисграфии у детей является нарушение функции их головного мозга, возникшее в процессе патологически протекающей беременности мамы, родов, либо осложнений, которые развились в первые дни жизни новорожденного. Редко кто связывает двойки в тетрадках, особенности речевого развития крохи с периодом его внутриутробного развития. К сожалению, любое неблагополучие в период вынашивания ребенка может повлиять на  формирование важных функций его головного мозга. Если центральная нервная система у ребеночка развивается особенным образом, если она сформирована недостаточно полноценно, то это неизбежно скажется на формировании его речи, памяти, мышления. Для определения причин возникновения проблем и выбора наиболее эффективного пути их решения, специалисты внимательно анализируют не только нынешнее состояние ребенка, но и периоды раннего развития малыша. Когда ребенок пошел, сказал первые слова, чем и как часто болел –  все это важно помнить и при обнаруженных «неполадках» необходимо своевременно обращаться за помощью, а не ждать, когда все пройдет само.


2. Послушайте меня, родители! Специфические ошибки на письме в школе – следствие нарушения устной речи дошкольников.
К сожалению, канули в прошлое вечера, когда родители читали детям сказки, а детки рассказывали, как прошел день в детском саду. Часто разговор родителей с малышом ограничивается короткими отрывистыми фразами: «Ел? Дрался?» Не редко мама и не ждет ответа ребенка, сама отвечает за него.

В повседневном общении такой диалогической речи бывает вполне достаточно. Что касается школы, то в ней к речи учеников предъявляются гораздо более серьезные требования. 
Прежде всего, возникает необходимость формировать, а затем и формулировать собственные мысли в максимально понятной для других форме. Это достаточно сложная задача для первоклашки. Желательно, чтобы, разговаривая с ребенком, мама перестала понимать его с полуслова. Иногда стать крайне «непонятливой» бывает очень полезно.

Школьник должен уметь рассказывать, его речь должна быть грамматически правильно оформлена, у него должен быть хороший словарный запас, правильно сформировано звукопроизношение. Он должен научиться замечать свои ошибки и планировать свои действия. 
Скажите, как ребенок будет читать и запоминать текст, если половина слов ему не понятна? Как он напишет правильно то или иное слово, если в устной речи он допускает ошибки, которые часто кажутся родителям смешными и даже милыми. Вот и получается в тетрадке не «сковородка», а «скововодка», не  «милиционер», а «миницер». Когда ребенок начнет писать слова, ему важно их проговаривать. А если у малыша нарушено звукопроизношение, то и напишет он, скорее всего, так, как скажет – с ошибками. Таким образом, до школы у ребенка должна быть полностью сформирована устная речь.


3. Трудности левши
Несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может вызывать трудности в освоении письменной речи. 

 

Симптомы дисграфии
Взрослые склонны приписывать участившиеся двойки в тетрадях ребенка его лени или невнимательности. Как же понять, что ему действительно трудно дается правописание? Какие ошибки нужно «знать в лицо», и как отличить их от других – случайных и вполне безобидных?
К основным диагностическим критериям нарушения письма относят:


1. Наличие в письменных работах специфических ошибок. Это пропуски, замены, перестановки, недописывание букв, слогов, слов; ошибки в ударных слогах, ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другие искажения букв, особенно редко встречающихся или прописных; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова, нечитаемый почерк, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному), несоблюдение границы полей в тетради.


2. Большое количество этих ошибок: от 5 до 20 и более.


3. Стойкость ошибок: они проявляются во всех видах письменных работ (списывание, письмо по памяти, сочинение, диктант) в течение длительного времени.

 

Копуши и «торопыжки» 
Многие школьные проблемы возникают из-за того, что ребенок медлителен. У некоторых  учителей медлительные дети (а они, между прочим, не ниже интеллектом, чем «шебутные») вызывают сильное раздражение. Школьника начинают торопить, упрекать,  и в итоге он станет учиться гораздо хуже, чем мог бы. Конечно, вы не сможете изменить врожденный темперамент ребенка, но можно попытаться научить его чувствовать время и правильно организовывать свою работу. Если вы каждый день будете проводить  коррекционную работу (например, ставить перед ним  будильник и договариваться, что он должен выполнить задание до того, как раздастся звонок) ребенок, начнет ощущать течение времени и прислушиваться к нему. Медлительные дети органически не выносят спешки и суеты – это не патология, а физическая особенность. Не меньше, чем у «копуш» бывает  проблем и у «торопыжек». Они все схватывают на лету, сдают работу едва ли не раньше всех, но нередко качество и особенно оформление работы оставляет желать лучшего. К тому же они от природы очень подвижны, и им трудно усидеть на месте больше десяти минут. Поэтому смышленые, но шумные и непоседливые первоклашки тоже нередко становятся объектом недовольства учительницы. Если вы не хотите, чтобы ваш способный умница не вылезал из троек и проводил значительную часть учебного времени, стоя в углу, поучите его усидчивости и аккуратности. 


Что делать, если появились признаки дисграфии? 
Безусловно, огромное количество однотипных повторяющихся ошибок в тетрадке вашего чада – сигнал для срочного визита к логопеду. Однако несколькими простыми рекомендациями вы можете воспользоваться самостоятельно:
1. Не паниковать! 
2. Не заставлять ребенка бесконечно переписывать упражнения «начисто» или писать объемные тексты под диктовку. Рекомендация читать и писать больше часто служит сигналом для родителей о недостаточной компетентности специалиста, который занимается с ребенком. 
3. Не торопить неуспешного ребенка. 
4. Никогда не упрекать и не злиться на ребенка за ошибки. Фразы типа: «Ты что, балбес?» не применимы ни при каких обстоятельствах.  
5. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. У каждого свой  темп развития. 
6. Обращать внимание на усердие ребенка, а не на количество ошибок. Вселять в него веру, что трудности в учебе можно преодолеть.
7. Попросить учителя информировать вас об успехах ребенка.
8. Вспомнить, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности.

Внимание!
Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

 

Немного истории
Первые упоминания о нарушениях письма встречаются еще в 1798 году, но термин «аграфия» (от греческого «а» – отрицание, «графо» – пишу) появился только в 1865 году, благодаря француз-скому врачу В. Бенедикту.


Кстати
Предположить, что у ребенка, скорее всего, возникнут проблемы в школе, можно и в дошкольном возрасте. Внимательные родители с помощью логопедов и психологов могут помочь детишкам избежать невероятно трудных проблем в первые школьные годы.
    

Совет логопеда!
У вашего ребенка диграфия? Во-первых, не надо паниковать, ругаться и кричать. Во-вторых, нужно спокойно сесть со специалистом-логопедом и разобраться в характере ошибок. Самое важное – понять, как помочь ребенку. Общего совета, какую коррекционную программу выбрать для ребенка, – нет и быть не может. Все зависит от того, с какой проблемой сталкивается малыш. Помните, что ребятишкам с дисграфией вполне по силам овладеть письмом, если они будут настойчиво заниматься. Коррекционная работа с детьми, страдающими дисграфией, проводится при тесном сотрудничестве: родителей, логопеда, иногда психолога или нейропсихолога и даже врача. К слову, если вы доверились специалисту, не вносите коррективы в процесс обучения. Поступайте так, как вам советуют. Если чего-то не знаете, спросите. Если до сих пор сомневаетесь – нужно ли заниматься вашему ребенку? – значит, вы еще не созрели для серьезной систематической работы.  


Это интересно!
В мире насчитывается от 5% до 15% людей с дислексией и дисграфией. Многие великие люди страдали этим недугом – Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Владимир Маяковский. Среди голливудских знаменитостей тоже много дислексиков, например, Том Круз.


Загрузка...
-->