Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Смерти нет!

Смерти нет!

Издательство: Детская литература

Автор: Платонов А.

154 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
26.10.2016
Первые новаторские гонки на санях

28 января во Дворце пионеров на Воробьевых горах ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Волшебные кубики Зайцева

07.10.2015

При загруженности нынешних мам эти слова звучат очень оптимистично: научился малыш сам себе книжки читать – и слава Богу! А вот как сделать так, чтобы и мама и ее кроха получали огромное удовольствие не только от свершившегося факта, но и от процесса? Не секрет, что для многих и многих родителей научить ребенка читать – непосильная задача, растягивающаяся иногда на несколько лет. В чем же дело?



кубики Зайцева

 

Выбираем методику

Конечно, прежде всего успешность в овладении таким непростым делом, как чтение и письмо, зависит от правильно выбранного способа, которым малыша учат азам грамоты. Этих способов не так уж и много – всего три. Самый известный – это звуковой метод, при котором малыш учится сначала различать звуки речи на слух, а потом уже соотносить их с конкретной буквой. Несмотря на распространенность этого способа (а всех нас учили читать в школе именно так), он трудоемок и подходит для ребят от 4 лет. И вот тут многие выбирают метод чтения целыми словами. Каждый день мама должна демонстрировать карточки с написанными словами малышу, проговаривая их. Этот метод, безусловно, хорош для развития зрительной памяти, но исследования, проведенные в последние годы, убедительно опровергают его эффективность.

На сегодняшний день одним из самых эффективных и популярных является складовой метод обучения чтению.

Оказывается, еще Лев Николаевич Толстой учил читать по складам деревенских ребятишек, и был убежденным противником звукового метода.

 

Склад – просто клад

Первым решился использовать склад в качестве единицы чтения наш соотечественник – Николай Зайцев – филолог и педагог-новатор. Идея Н. Зайцева стоит на «трех китах», благодаря чему обучение идет весело и занимает очень мало времени. Первое правило, на котором настаивает автор – полный отказ от звукового способа обучения чтению. Считается, что смешивать складовой способ и звуковой никак нельзя – малыш может легко запутаться.

Ведь склад – это всегда сочетание согласного и гласного: БА, МИ, КУ. Из таких «кусочков родной речи», как пишет Н. Зайцев, и составляются слова, прочитываются, запоминаются, а прочтение склада побуквенно надолго откладывает прочтение первого слова. Все склады строго систематизированы, сгруппированны и нанесены на игровой матери- ал – кубики и таблицы.

Вторым «китом» можно считать непременное использование обучающих материалов, разработанных лично Н. Зайцевым. Третье правило поможет разобраться, как именно учить читать малыша. Оно гласит: движение, движение, движение…


Учимся читать… играючи!

Оказывается, научиться читать можно, ни разу не присев за стол и даже на стул! Кубики и таблицы обеспечивают самое главное – двигательную активность маленького непоседы. Расположите в комнате на невысоком столике комплект кубиков (около 60 штук), а над столом повесьте таблицу.

Кубики Зайцева – это не простые деревянные кубики с буковками по бокам. Они полые и сделаны из картона, разноразмерные и наполнены тремя видами материалов. На кубиках серого цвета нанесены склады, включающие звонкие

согласные: МА, ЗО, ЖИ и т.д. и называются «железными». Внутри этих кубиков звенят железки (металлические крышечки от бутылок). На кубиках светло-коричневого цвета мы увидим склады только с глухими согласными: ТЭ, КЫ, ПА и т.д. Они наполнены деревяшками и звучат глухо, как и положено дереву. Есть и два «золотых» кубика – это гласные: на желтом фоне написаны У, А, Ы, И, Е и т.д. Внутри «золотых» кубиков звенят обрезки жести.

Играя с кубиками, любой малыш легко способен чуть попозже выучить термины, необходимые для обучения в школе: «глухой и звонкий согласный звук». А величина кубиков позволит ему в игре разобраться в понятиях «твердый – мягкий согласный звук». Если кубик большой – то на нем будут только склады с твердыми слияниями, а вот на всех маленьких – с мягкими: РО, ВУ, ЦЕ; ми, ре, ню.

Кубик со знаками препинания легко научит пользоваться ударением, точкой, заглавной буквой. Все кубики «живут» еще и в плоскостном вариан- те – на настенной таблице. На ней они приведены в систему: каждый кубик «разворачивается» в столбик – «песенку» и расположен строго на своем месте: все железные – сверху, а под ними – все деревянные. По таблице мама и малыш упражняются в чтении и пении с помощью длинной указки.


Игры для малышей 2–3 лет

С такими малышами не нужно заниматься целенаправленно, стараясь непременно добиться результата. Захотелось ему поиграть с кубиками – а вы тут как тут – предлагаете интересные игры. Чувствуете, что интерес вот-вот угаснет – переключите кроху на что-нибудь другое. Лучше, если малыш будет «встречаться» с кубиками и таблицей постоянно. Утром проснулся, глазки открыл –не спешите идти умываться, а прочитайте с помощью указки вместе с малышом слова по таблице: «С добрым утром!» За обедом прямо перед тарелкой с супчиком хорошо смотрится слово, написанное из кубиков: СУП. Кубики должны быть легко доступны для малыша: если захотелось поиграть, то достать их можно в любой момент.

Каждая игра не должна превышать 5–10 минут и проводится на полу или сидя на ковре.


1. Игра «Большие ноги шли по дороге».

Низким голосом скажите и покажите: «Большие ноги шагали по дороге: ТОП, ТОП, ТОП». Малыш повторяет за вами широкие движения шагающих ног, выбирает большие кубики и звенит ими. После этого вы высоким голоском говорите и показываете: «Маленькие ножки шли по дорожке: топ – топ». Теперь малыш повторяет за вами и выбирает маленькие кубики и опять звенит. Повторите игру 2–3 раза, пока маленький ученик не уловит связь между интонацией, движением и размером кубика.


2. Игра «Домики». Предложите крохе построить домики – большие и маленькие.

Сначала вы вместе с ним построите только большой дом и «поселите» в нем зверят: мелкие игрушки из киндер-сюрприза. То же самое вы делаете и с маленьким домиком. Убирать домики (переносить кубики обратно на стол) тоже можно в игре: вы «пропеваете» малышу кубик, который он относит на место. Кубик поется по аналогии с гаммой: от верхней ноты к нижней: МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М. Одновременно с пением кубик прокручивайте в руке, а склад, который вы озвучиваете в данный момент, должен быть обращен к малышу. Затем – пропойте следующий кубик, пока все домики не будут разобраны.


3. Игра «Найди такой же» Дайте малышу 3 разных кубика, желательно больших.

Указкой показывайте и называйте на таблице такие же склады, что у него на кубиках. Если малыш узнает свой кубик, то поднимает его вверх и звенит им.

Склад обязательно озвучивается вами и повторяется малышом. Если крохе трудно уверенно соотносить склад на таблице со складом на кубике, то просто попросите малыша найти такой же кубик у себя (например, золотой).

 

Игры для малышей 3–6 лет

1. Игра «Сказки». При помощи кукол-варежек или би-ба-бо (кукла на пальчик) покажите малышу простую сказку, например «Колобок». Как бы невзначай одновременно выкладываете из кубиков слова-названия персонажей: «Катится колобок, катится. Вдруг навстречу ему – кто?... (выкладываете и читаете слово ВОЛК)» Слово оставляете, а впоследствии рядом с ним появляются названия всех участников этой истории. После сказки можно еще и поиграть с написанными словами и куклами: «Смотри-ка, что здесь написано? Кто это? Принеси такую игрушку». Можно подкладывать персонажей к словам, а можно и по-другому сделать. Напишите маркером на пластиковой доске эти же слова, пусть малыш угадывает, где что написано, и стирает названия зверей тряпочкой. Нашел – прочитал –стер.

 

2. Игра «Кочки» На полу в комнате выложите из кубиков простые слова так, чтобы они шли друг за другом на расстоянии 40–50 см. Если кроха совсем не умеет читать, но знаком и с пением по таблице и с письмом слов из кубиков, то первый раз слова могут быть такими: МАМА, ПАПА, БАБА, ЛАПА, КАША, МАША (то есть с одной гласной А в каждом складе; угадывать такие слова нетрудно). Малыш встает у «старта», то есть у первого слова (назовем их «кочками»). Смотрит сверху вниз на написанное слово, читает его, и, если верно прочитал – перепрыгивает. Затем читает следующее, перепрыгивает и так – до самого конца, где в маленьком тазике с фасолью зарыт его подарок – маленькая игрушка.

 

3. Игра «Паровоз». Предложите малышу построить паровоз. Для этого на полку ставится локомотив (игрушечный вагон) и большой золотой кубик с буквой А (для первого раза). Скажите, что все вагоны в паровозике будут с буквой А и покажите на любом большом кубике, как надо находить сторону с буквой А, поставьте рядом с локомотивом. Остальные кубики-вагоны малыш ставит сам.

Напоминайте, что буква А бывает только на больших кубиках. Чтобы игра шла веселее, включите веселую песенку и скажите, что паровозик нужно успеть достроить до конца полочки, пока не кончилась песенка. Когда паровоз построен, он должен отправиться в путь, но для этого все вагончики надо прочитать: ПА ТА НА СА ФА ША ЧА и т.д. Покажите каждый кубик малышу и озвучьте склад на нем. В следующий раз первым вагоном могут быть другие гласные, которые малыш выбрал сам.

 

4. Игра «Поем по таблице». Расскажите, что на таблице тоже есть песенки, такие же как на кубиках. Поднесите указку к большому золотому кубику в системе с железными: «Это большой золотой. УОАЭЫ» – поете на мотив гаммы (от верхней ноты к нижней), в то время как указка движется вниз. Точно так же, как большой золотой, пропойте остальные столбики. Когда малыш начнет подпевать, как умеет, можно еще и поиграть: когда вы поете большие кубики – руки малыш поднимает вверх, а когда маленькие – приседает. Большие кубики пропевайте более низким голосом, а маленькие – более высоким.

 

5. Игра «Пишем слова по таблице». Вместе с малышом решите, какое слово будете писать. Самое главное слово для любого ребенка – его собственное имя. Держите вместе указку и пишите его имя по складам, называя их и двигаясь от квадратика к квадратику. И уже потом переходите к фамилии, именам мамы, папы, близких, названиям любимых игрушек, мультиков и т.д. Если решено писать имя, например Вова, то сначала четко произнесите первый склад: ВО, только после этого направьте руку ребенка с указкой к столбцу ВУВОВАВЭВЫВ к квадратику ВО. Так же со складом ВА. В следующий раз свое имя ребенок пишет сам. Точно так же можно писать все, что захочется.

Будьте уверены: ваш малыш обязательно научится читать – раньше или позже. Не ожидайте быстрых результатов, потому что достичь цели – еще значит получить положительный результат. Главное – ваши занятия с малышом должны быть наполнены радостью, смехом и удивительными открытиями.