Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Набор для детского творчества "Совенок" (23889)

Набор для детского творчества "Совенок" (23889)

Издательство: Феникс+

50 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
26.10.2016
Первые новаторские гонки на санях

28 января во Дворце пионеров на Воробьевых горах ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Как пережить первые неудачи в школе

28.10.2015

Перед началом учебного года мамы и папы первоклашек ночей не спят, думая: как все сложится у их чада? Ведь в школе, как в жизни, все может быть: то задачка не решается, то буквы криво скачут по строчкам, а соседку по парте учитель вон как хвалит. Но неудачи — это не повод опускать руки, — уверены наши эксперты-психологи. И в наших силах помочь ребенку справиться с первыми жизненными неудачами.


школа сотрудничества

 

Пусть маленькие, но свои

«Главное, родители, — сами не переживайте, — советует Наталья Феликсовна Кацевич, ведущий педагог-психолог «Школы Сотрудничества» . — С возрастом все люди начинают спокойнее относиться к своим неудачам, и ваша первейшая задача сейчас — самим не нервничать и помочь ребенку научиться контролировать свои эмоции. Как это сделать? Вспомните и расскажите истории из своего детства, как вы реагировали на свои неудачи, и что вам помогло справиться с переживаниями. Объясните ребенку, что поражения и неудачи бывают у всех, и ничего страшного в этом нет. Не получилось сегодня, получится завтра. Сегодня быстрее всех решил задачу Вася, завтра — Петя, а послезавтра — ваш сын или дочка. Важно сравнивать достижения ребенка с результатами не соседа по парте, а с его собственными. Год назад, к примеру, ваш сын только буквы знал, а сегодня уже читает бегло. Молодец! Пусть ребенок научится видеть свои, пусть маленькие, но успехи, свой собственный рост. Таким образом, мы придаем ему уверенности в своих силах и возможностях».

«Если родители сами ждут, что ребенок будет лучшим всегда и во всем и дают ему это понять, естественно, что он будет расстраиваться из-за неудач очень сильно, — говорит наш постоянный автор, педагог-психолог Марина Кравцова. — То есть он будет расстраиваться даже не из-за неудач, а от самого ожидания неудовольствия и огорчения родителей, или даже наказания. Поэтому ни в коем случае нельзя ругать, отчитывать и тем более наказывать ребенка, если у него что-то не получается в школе».

Психологи единодушны в одном: чтобы в школе ребенок философски относился к своим возможным ошибкам и неудачам, лучше всего подготовить его к этим житейским трудностям заранее.

 

Обыграть игрушку

«Шестилетний Олежка обожает играть в шахматы, — жалуется на приеме у психолога мама. — Но если сын проигрывает папе, то все бросает, плачет, топает ногами и долгое время не подходит к отцу. А мы всей семьей прощения у него просим, ведь у Олежки — стресс!».

«Стресс у Олега — от неумения проигрывать и переживать свои неудачи. А как научить ребенка адекватно реагировать на ситуацию неуспеха, в семье просто не знают, но родители вовремя обратились в нашу психологическую службу, — рассказывает педагог-психолог Наталья Кацевич. По нашему совету родители отвели Олега на шахматный турнир. Здесь ребенок своими глазами увидел, что мастера спорта по шахматам могут как проиграть, так и выиграть. Увидел он и то, как взрослые после проигрыша пожимают руку своему сопернику, поздравляя с победой. Потом мама записала Олежку в спортивную школу, где мальчик стал заниматься плаваньем, дзюдо и шахматами. С тренером у родителей была договоренность о том, что никто Олегу не поддается. В новой для себя обстановке, среди разных людей ребенок постепенно стал спокойнее относиться к своим проигрышам. И через три месяца, проиграв деду в шашки, сказал: «Ничего, в следующий раз попробую выиграть!» .

Чтобы закалить характер, Наталья Феликсовна Кацевич советует предложить ребенку 3–8 лет посоревноваться с самим собой. Хороши для этой цели настольные игры вроде лото, поля чудес, ребусов или кубика Рубика, в которых ребенок играет против самой игры.

Некоторые дети и сами заранее отыгрывают еще до школы все возможные жизненные ситуации, и неудачи в том числе. И это очень полезный опыт, родителям стоит поощрять такого рода игру. «Раньше наша первоклашка Светлана любила соревноваться с игрушками, — продолжает психолог Наталья Кацевич. — К примеру, Света давала плюшевым спортсменам команду «На старт!» — и затем играючи «обгоняла» медвежонка, потом слоника и котенка. А вот львенка ей было так жалко, что девочка давала игрушке возможность выиграть состязания. Придя к нам в школу, Светочка уже спокойно реагировала на неудачи, так как в дошкольном возрасте отыграла все ситуации благодаря своим плюшевым друзьям».

 

Свержение «царя горы»

Популярная и любимая многими игра «Царь горы» тоже тренинг. Дети в ней стремятся занять лидирующее положение, отстоять свои позиции, а те, кто потерял звание «царя горы», не теряют надежды покорить вершину. «Хотя при поступлении в школу важен позитивный настрой и уверенность, что все будет хорошо, все получится, неудачи и разочарования, увы, неизбежны, — говорит педагог-психолог Марина Кравцова. — В конце концов, в жизни не бывает, чтобы все всегда получалось сразу. Кроме того, прошлый опыт ребенка может сыграть негативную роль в его адаптации к первому классу. Например, если ребенок привык быть в роли «царя горы» (лучшим в детском саду или в студии дошкольного развития), ему будет сложно сразу принять тот факт, что в классе-то есть дети, не уступающие ему ни в чем и даже успешнее его. Возможно, родителям стоит поговорить с ребенком о том, что в этот класс набирали очень способных ребят и как это здорово — учиться в одном классе с такими развитыми и образованными мальчишками и девчонками».

«Павлик — лидер от природы, — приводит пример из практики Наталья Кацевич. — Еще в детском саду он устанавливал свои правила, придумывал игры, забавы для детей. В начальной школе Павлик хорошо учился, принимал участие во всех конкурсах и олимпиадах, девчонки его обожали. Но если Павлика критиковали или он проигрывал, то тут же начинал срываться на близких: с бабушкой огрызался, ссорился с сестренкой, не разговаривал с родителями. Мама Павлика очень переживала, видя, как сын страдает из-за неудач в школе. По совету наших психологов, Пашу записали на занятия в художественную студию. И мальчик нашел себя: он сейчас хорошо рисует, начал писать стихи, играть на гитаре. Педагоги творческих специальностей стали для Павла «центром» новой жизни. Они могли давать конструктивные советы, указывали на ошибки. И мальчик воспринимал критику новых для него людей не так болезненно, как от родителей».

 

Как родителям необходимо вести себя в случае неудачи, провала первоклашки?

Объясните ребенку, что не надо стремиться быть во всем лучшим. Пусть ребенок почувствует себя успешным в чем-то одном (математике, чтении, рисовании, физкультуре), тогда ему будет легче отнестись к неудачам в других предметах. Более того, появятся желание и душевные силы постараться и их подтянуть.

Естественно, что неудачи, невыгодное сравнивание себя с одноклассниками приводят детей в отчаяние. Появляется желание махнуть рукой: все равно, мол, не получится ничего. Предложите ребенку вспомнить, как он когда-то, например, учился кататься на велосипеде (или читать). Сначала у него не очень получалось, иногда казалось, что вообще не выйдет. «А сейчас как хорошо ты это делаешь!» — похвалите малыша. С любым новым делом всегда так — сначала не получается, но если продолжать попытки — постепенно все получится.

Объясните ребенку, какой полезный опыт он приобрел сейчас своей неудачей. Например, теперь и вам, и ему ясно, что просто прочесть стихотворение несколько раз недостаточно для того, чтобы его хорошо запомнить и хорошо рассказать перед классом. В следующий раз, чтобы выучить стих наизусть, вы примените другой метод — и результат будет лучше.

Обратите внимание ребенка на то, что у всех людей разные способности. У одних без особого труда получается аккуратно писать, другие задачки щелкают как орешки, третьи легко запоминают и пересказывают тексты. То есть что-то в жизни дается легко (и у вашего ребенка тоже есть такая область), а для того, чтобы добиться успеха в остальном, надо приложить немало усилий.

Поощряйте и отмечайте малейшие успехи ребенка в сложных для него сферах учебной деятельности. Сравнивайте ребенка только с ним же самим на ранних этапах обучения («Смотри, в сентябре тебе было сложно написать несколько аккуратных букв, а сейчас ты пишешь гораздо аккуратнее и быстрее»).

Наберитесь терпения и не отчаивайтесь, если неудачи у вашего чада кажутся бесконечными. Вспомните себя, например, когда вы устроились на новую работу. Ведь даже вам, опытному, образованному, взрослому человеку, потребовалось время, чтобы привыкнуть к коллективу и включиться в работу. А теперь представьте, каково же вашему первоклашке?!

 

Золотые правила

  • Не делайте акцент на неудаче. Ребенок любого возраста должен знать и верить, что родители любят его вне зависимости от того, что кто-то лучше него выступал на утреннике и какую оценку он принес домой. Дерзать и замахиваться на большое легче, когда родители являются твоим надежным тылом.
  • Будьте внимательны: не всегда переживания ребенка связаны с неуспехами в школе. На самом деле причина плохого настроения может крыться в плохом самочувствии, обиде на одноклассников. А может, ребенок влюбился или подрался?.. Вопросы о причинах обиды надо задавать аккуратно: детсадовцы могут просто не понимать, что их так расстроило; а подростки воспримут ваши расспросы как вторжение на их территорию. Лучше посочувствовать и дать ребенку время успокоиться.
  • Помните: ребенку можно и нужно проявлять свои чувства (плакать, сердиться, выражать свои эмоции). Неправильно ругать его за это: «Плакса, мне стыдно за тебя!» Ваша задача — вселить в сына, дочку надежду. Приведите пример известных спортсменов, артистов, политиков, полководцев, которые смогли сделать выводы из своих поражений — и это привело их к будущим победам. Родители должны подсказывать своим детям, как реагировать на неудачи. Достойно проигрывать — это сложный навык, но он не появится за год или за два.
  • Утешать ребенка нужно максимально деликатно. Некоторые слова утешения могут ранить сильнее причины. «Так вот вы на самом деле как обо мне думаете! что я вообще неудачник!» — может решить подросток.
  • Иногда неудачи ребенка означают — то, чем он занимается, ему просто не по силам или не интересно. Например, занятия математикой очень нравятся папе-технарю, но дочка на них скучает. В этом случае взрослым имеет смысл проанализировать свое поведение, пересмотреть свои требования к наследникам. Может, стоит нанять дочери репетитора или записать ее в театральный кружок. Успехи на сцене повысят самооценку девочке лучше, чем пятерки по нелюбимой математике.