Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Спящая Красавица

Спящая Красавица

Издательство: Клуб семейного досуга

101 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Свобода слова: когда можно картавить, шепелявить и сюсюкать?

10.12.2015

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. В соответствии с возрастом малыша, он учится слышать себя и окружающих, управлять язычком, зубами, губами.

Многих родителей волнует вопрос, правильно ли произносит те или иные звуки их ребенок. Чтобы избежать проблем со звукопроизношением в будущем, мамам и папам необходимо знать возрастные особенности становления звуков речи.



занятие с логопедом

 

Возможность правильного, внятного произношения звуков зависит не только от умения правильно управлять органами артикуляции, но и от их строения, функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

 

О возрастах и звуках

К первому году жизни ребенок должен усвоить гласные звуки А, У, О, И, некоторые согласные – М, П, Б, К, Г.

От 1 года до 2 лет происходит усвоение звуков Н, Т, ДЬ, ТЬ, НЬ, ЛЬ, СЬ, ХЬ, ЦЬ, Й. Считается нормой, если на данном этапе речь малыша понятна лишь домашним. До 20-ти месяцев ребенок накапливает пассивный словарь.

К двум годам ребенок уже усваивает звуки: П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х. Свистящие звуки (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные (Р, Л) он обычно пропускает или заменяет.

От 2 до 3 лет продолжают появляться все новые звуки, такие как Ы, Э, Л, С, З, Ц, Ж, Ч, Ш. В этот период малышу должно быть доступно различение твердых и мягких звуков Т, Д, Н, К, Г, Х, В, Ф, С, З.

Чем выше у ребенка запас активно используемых слов, тем быстрее у него совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух. Часто в этом возрасте дети заменяют одни звуки другими. Считается допустимым в этот период «шепелявить» – это плохо произносить шипящие и свистящие звуки, «сюсюкать» – смягчать многие звуки, «картавить» – плохо произносить звук Р (возможно до 5–6 лет). Для этого времени характерно проявление интереса к звуковой форме слова, ребенок бесконечно повторяет одни и те же слова, изменяя их и составляя большое число бессмысленных рифм и ритмов.

У трехлетнего ребенка отмечается почти полное отсутствие аграмматизмов в речи, т.е. правильно используется связь слов в предложении с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи, только звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки различаются большинством детей. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно. Словарный запас четырехлетнего малыша около 1500–2000 слов. Ребенок правильно произносит шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ, а также звук Ц. Исчезает смягченное произношение согласных, но еще может наблюдаться смешение шипящих и свистящих звуков (шапка – «сапка», зонтик – «жонтик»). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (милиционер, шерстяной).

 

Если у детей не старше 2,5–3 лет искажения, пропуски, замены звуков можно считать нормой, то данные нарушения в старшем возрасте называются дислалией и требуют принятия мер к их устранению

 

«Говолим без плоблем»

Часто логопедические проблемы возникают вследствие нарушения в строении артикуляционного аппарата (челюстей, зубов, языка, носоглотки). Причиной может быть укороченная уздечка языка, большой или слишком маленький и узкий язык, неправильное строение губ, зубов, неба. Наиболее частым отклонением в строении челюстей бывает неправильный прикус. Неправильный прикус нарушает жевание, дыхание (развивается привычка дышать ртом). Все эти отклонения в строении челюстей могут привести к нарушениям артикуляции. Для того чтобы у ребенка не было проблем в будущем с речью, необходимо обратиться к ортодонту.

 

Необходимо обращать внимание на то, как ребенок жует пищу, глотает, наблюдается ли повышенное слюнотечение, может ли вытянуть губы трубочкой, оскалить зубы, надуть щеки. Если у него не получается делать перечисленное правильно, это может говорить о логопедических проблемах.

 

Домашний мастер-класс

Если у вашего ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), то можно попробовать самим вызвать звуки. Но для этого сначала необходимо изучить положение языка в покое. Сядьте с ребенком напротив зеркала, откройте рот, попробуйте вместе с ребенком положить язык на нижнюю губу. Теперь посмотрите, как ведет себя язык: если он не лежит спокойно, оттягивается внутрь, выгибается кверху, отклоняется в сторону, дрожит, значит, в домашних условиях не следует вызывать звуки, а нужно обратиться за помощью к неврологу и логопеду.

Когда данных симптомов не наблюдается, можно смело приступать к занятиям.

Чтобы органы артикуляции были более подвижны и активны, мы предлагаем вам вместе с ребенком отправиться в увлекательную сказку о язычке. Такую сказку вы можете придумать сами, имея перед собой образец. Хорошо, если во время сказки ребенок будет видеть себя в зеркале.

 

Упражнение. Сказка о веселом язычка

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи… Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5–6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее, и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

 

Легкое дыханье

Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием и голосом. Мы говорим на выдохе, и любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна. Существуют различные виды дыхательных упражнений: можно сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку; задувать свечки, играть на губной гармошке, дудке, надувать и пускать мыльные пузыри и т.д. При выполнении упражнений следите за тем, чтобы во время выдоха ребенок не поднимал плечи и не напрягал шею. Обращайте внимание на то, чтобы он не надувал щеки.

 

Предлагаем вам несколько интересных упражнений:

Листопад

Перед ребенком на столе выкладывают листочки, собранные в парке ребенком или вырезанные из бумаги.

– Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер – подуем на листья!

Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

– Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко.

Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

 

Бульки

В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

– Давайте сделаем веселые пузырьки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку и не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.

 

Игры с голосом

Необходимо помнить и о голосовых упражнениях на подражание: укачивание ребенка: а-а-а, гудению паровоза: у-у- у; реакции на болевое ощущение: о-о-о; плачу ребенка: а-а- а-, ы-ы-ы, уа-уа-уа; подражание голосам животных: мяу, ам, му, ква... и другим звукам.

Если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляют базовый звук для определенной группы. В группе свистящих сначала исправляют звук С. Затем, отталкиваясь от него, ставят звук З, после этого переходят к мягким звукам СЬ и Зь; последним в группе свистящих ставят звук Ц. В группе шипящих прежде всего исправляют звук Ш. Затем на основе его артикуляции ставят звуки Ж, Ч, Щ. В группе заднеязычных звуков (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ) основным является артикуляция звука К. Для каждой группы звуков существуют свои упражнения. Например, для группы сонорных звуков (Л, Р): качели, заборчик, чистим зубки, вкусное варенье, маляр, лошадка, грибок, часики, индюк.

Подробное описание данных упражнений можно встретить во многих книгах по автоматизации звукопроизношения. Мы можем предложить родителям некоторых авторов таких книг: Косинова Е., Коноваленко В.В., Новоторцева Н.В., Норкина Ю.Б., Резниченко, Ларина, Ткаченко и др.

 

А теперь давайте попробуем, пользуясь упражнениями Костылевой Н.Ю., вызвать несколько звуков у ребенка:

Надуть шарик

Поднести к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично произнося [с-с-с...], дети плавно поднимают руки вверх и соединяют их в кольцо над головой (имитируют надувание воздушного шарика).

 

Холодно

Произнося [з-з-з...], дети съеживаются, прижимают руки к груди и дрожат, как будто замерзли.

 

Шарик лопнул

Дети соединяют руки в кольцо над головой, изображая воздушный шарик. Хлопают в ладоши над головой (шарик лопнул), затем, произнося [ш-ш- ш...], медленно и плавно опускают руки и соединяют их в замок на уровне груди (шарик сдулся).

 

Жук

Исходная позиция: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося [ж-ж-ж...], дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.

Получилось? Похвалите ребенка и начинайте закрепление звуков в слогах, словах и предложениях с помощью чистоговорок. Если нет, сделайте по- пытки вызова звука на следующий день. Опять не получается?! Придется проконсультироваться с логопедом в поликлинике, он вам обязательно поможет и подскажет, что делать дальше.


Немного фонетики

Еще одним из видов работы над правильной речью является развитие фонематического слуха (умение на слух различать звуки, близкие по звучанию или улавливать раз- ницу между правильным и искаженным звуками). Нужно давать ребенку возможность слушать ваш образец речи и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом вы направите его слуховое внимание на эти звуки, покажете разницу в их звучании и выработаете стимул для преодоления нарушения. Более подробно о фонематическом слухе мы расска- жем вам в следующем номере журнала.

Предлагаем примеры упражнений, которые вы може- те показать ребенку, используя интересующие вас звуки:

1. Повторить за вами слоговые ряды Са-За-За За-Са-За Ша-Жа-Ша Жа-Ша-Жа и т.д

2. Упражнения на различие звуков: С-З Стоит воз овса, возле воза овца. С-Ш Шла Саша по шоссе и со- сала сушку.

3. Очень хорошо учить ребенка договаривать строчки в сти- хах. Вот несколько примеров:

У маленькой Мэри

Большая потеря:

Пропал ее правый (башмак) С.Я. Маршак

 

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит Маленький (фонарик). К.И. Чуковский

Мы надеемся, что ознакомившись с материалом этой статьи, родители лучше поймут, когда ребенку можно «картавить, шепелявить, сю- сюкать», а когда необходимо эти проблемы исправлять. Попробуйте вместе со своим ребенком выполнить упражнения, примите в этой ра- боте активное участие! Пытайтесь, старайтесь, и у вас обязательно получится одерживать победы вместе и добиваться успеха.

 

Вот примеры чистогово- рок и скороговорок, ко- торые можно использовать для закрепления звуков.

Ша-Ша-Ша – мама моет малыша.

Са-Са-Са – вот ле- тит оса.

Шу-Шу-Шу – помогите малышу.

Со-Со-Со – у Сони колесо.

Ши-Ши-Ши – на поляне малыши.

Ас-Ас-Ас – я пью квас.

Шо-Шо-Шо – говорим мы хорошо.

За-За-За – вот идет коза.

Аш-Аш-Аш – дайте ка- рандаш.

Зу-Зу-Зу – не боюсь козу.

Ош-Ош-Ош – у меня нож.

Иш-Иш-Иш – у меня ма- лыш.

Ашка-Ашка-Ашка – летит букашка.

Ошка-Ошка-Ошка – на окошке кошка.

Ушка-Ушка-Ушка – ля- гушка-квакушка.

Ишка-Ишка-Ишка – ма- ленькая мышка.

Жа-Жа-Жа – мы увидели ежа.

Жи-Жи-Жи – бегут ежи.

Шла Саша по шоссе и со- сала сушку.

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре ста- рушки,

Все четыре – большие болтушки.

На дворе – травушка, в сундуке – Савушка

 

Светлана УЛЬЯНОВИЧ-ВОЛКОВА и Светлана МУРДЗА, логопеды центра па- тологии речи и нейро- реабилитации, г. Москва