Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Кого я люблю

Кого я люблю

Издательство: Карапуз

52 руб.

Мультфильмам своя мера. Что и как показывать детям

14.03.2016

Не утихают споры о пользе и вреде телевизора для детей. А пока взрослые спорят – дети с упоением смотрят мультфильмы. Стоит ли разрешать малышам следить за приключениями любимых Маш и медведей – или запретить мультики совсем и телевизор в присутствии детей вовсе не включать?



мультфильмы

 

Многие мультфильмы не менее полезны, чем хорошие детские книги. Психологи и детские педагоги обращают внимание родителей на положительные аспекты просмотра мультиков, ведь они:

 

  • раскрепощают мышление малышей;
  • разграничивают в представления детей «хорошо» и «плохо»;
  • развивают фантазию;
  • учат чувствовать и сопереживать;
  • улучшают настроение;
  • расширяют кругозор;
  • развивают (если речь о развивающих мультиках).

 

Кроме того, в случае совместного просмотра и последующего обсуждения мультфильмы сближают детей с родителями, настраивают на диалог, помогают узнать друг друга лучше.

Что же значит «развивающий» мультфильм? Этот модный и популярный термин все понимают по-разному, но психологи предлагают свое определение - исподволь, незаметно для ребенка обучающий его чему-то полезному и новому. Впрочем, мультфильм не станет «развивающим» без участия родителей - так как полученные знания необходимо «закрепить» обсуждением или практическим опытом.

К сожалению, бессмысленно отрицать вред мультфильмов (по крайней мере, некоторых из них):

 

  • часто в современных мультиках (особенно иностранных) встречаются чрезмерная агрессия или жестокость;
  • плохо выстроенные взаимоотношения между героями могут стать неосознанной ролевой моделью для ребенка, неудачным примером для подражания;
  • некоторые мультфильмы пропагандируют безнаказанность отрицательных героев или спорные с точки зрения морали поступки;
  • после просмотра телевизора многие родители отмечают эффект «зомбирования» - когда ребенок цитирует персонажей мультфильмов (или даже героев телевизионной рекламы);
  • избыток информации может плохо сказаться на сне, аппетите, настроении ребенка;
  • очевиден вред длительного просмотра мультфильмов для детского зрения.

 

Так можно ли и нужно ли включать детям мультфильмы? Хорошо это или плохо, полезно или вредно? Как часто бывает, истина – посередине. Родителям придется искать баланс и соблюдать меру. Таким образом, можно выделить 3 задачи родителей, связанные с мультиками:

1. Ограничивать поток информации

Мультфильмы должны показывать детям те стороны жизни, которых должно быть больше, - доброту, дружбу, любовь, уважение, готовность помочь близким. Родителям же нужно следить за тем, чтобы ребенок не сталкивался в мультиках с насилием, грубостью, жестокостью.

2. Регулировать время просмотра

Ради здоровья детских глаз и сохранения остроты зрения нужно следить за тем, чтобы просмотр мультфильмов не затягивался на часы. Малышам рекомендуется смотреть телевизор не более 15-20 минут в день, дошкольникам – в пределах часа.

3. Заботиться о правильности восприятия

Недостаточно включить ребенку мультик – нужно еще обсудить его с ним, помочь ребенку понять и по достоинству оценить его.

 

Как определить, какой мультфильм показывать детям?

 

  • самый простой способ - посмотреть его «взрослыми» глазами, но не у всех есть на это время, поэтому так популярны советские мультфильмы и классические мультфильмы Диснея, ведь мы помним их содержание со времен собственного детства;
  • прочитать аннотацию;
  • посмотреть трейлер;
  • полистать отзывы в интернете.

 

Каждый родитель волен выбирать свой способ «цензуры» мультфильмов. Важно помнить, что она необходима, и знать, что смотрит ваш ребенок в тот или иной момент времени, не пускать ситуацию на самотек.

Психологи считают, что детям рекомендованы к просмотру следующие типы мультфильмов:

  • поучительные (помогают ребенку составить собственное мнение о непростой ситуации), - например, «Гуси-лебеди», «Мойдодыр», «Цветик-семицветик», «Снежная королева»;
  • ознакомительные (рассказывают об окружающем мире, правилах поведения в нем), - например, мультфильмы о ПДД, основах безопасности жизни, этикете, истории, природных явлениях; считается, что такие мультики нужно включать детям с 5 лет;
  • развлекательные (не несут глубокого смысла, призваны поднять ребенку настроение, обычно содержат шутки, комичные ситуации, динамичную музыку, имеют фантастический сюжет) - к ним относятся большинство современных мультсериалов;
  • мультики для совместного просмотра (более продолжительные, с усложненным и непредсказуемым сюжетом), - например, мультфильмы о трех богатырях.

Специалисты отмечают тенденция к сближению жанров, их комбинации. Так, по мнению мультипликаторов, ребенок получит максимальную пользу и при этом не потеряет интерес к сюжету. «Классика жанра» - «Ну, погоди!», «Маша и медведь», «Фиксики», «Барбоскины», «Смешарики».

Усадить ребенка за просмотр мультфильмов легко, но как оторвать малыша от экрана?

1) договориться заранее - еще до начала «мультсеанса» оговорить время просмотра или количество серий, а потом безапелляционно выключить телевизор;

2) не идти на уступки - как с любыми детскими манипуляциями, стоит один раз уступить, отказаться от своего слова или намерения, и ребенок в следующий раз будет пользоваться «эффективным» способом (уговоры, крики, плач), но гораздо настойчивее;

3) предложить замену - либо заранее, либо сразу после окончания просмотра запланировать с ребенком следующее интересное занятие (например, нарисовать вместе сюжет мультфильма).