Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Набор "Апельсиновое дерево" (АА 46-103)

Набор "Апельсиновое дерево" (АА 46-103)

Издательство: Клевер

443 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Плакса – вакса – гуталин...

28.07.2016

Что может быть хуже для материнского слуха, чем детский плач? Не задумываясь, родители готовы отдать все на свете, лишь бы их дети были счастливы и из их глаз не пролилось ни одной слезинки. И все-таки дети плачут. Почему? В любом случае плач – сообщение окружающим о внутреннем неблагополучии, дискомфорте, а также информирование окружающих о собственной неспособности справиться с этим. Плач ребенка рассчитан в первую очередь на людей, его окружающих. Без них озвучивание страдания теряет всякий смысл. Это механизм, которым наделила природа детей, чтобы призвать на помощь взрослых.



 

Наталья СВИРКОВА

детский плач

 

«Артисты»

Плач таких детей проще всего охарактеризовать как спектакль, рассчитанный на зрителей. Происходит действо всегда в присутствии кого-либо, способного заметить, «оценить», отреагировать на происходящее. Основная цель – привлечение к рыдающей особе внимания. И здесь дело не в причине слез, которую сквозь рыдание называет ребенок. Она может быть как достаточно веской, так и «притянутой за уши».

 

В чем причина?

Следует разобраться, с чем связана такая повышенная потребность вашего чада во внимании. Вероятных причин возможно две. Первая может быть обусловлена складом личности ребенка. Достаточно часто встречаются люди, для которых очень важно периодически становиться центром внимания. Для них это жизненная и совершенно естественная потребность, такая же, как для любого человека дышать. Внимание и есть своего рода воздух, которым они дышат. Необходимость в нем они испытывают постоянно и, соответственно, ищут средство его привлечения. Сцена с рыданиями очень для этого подходит. Часто по достижении желанной цели не обнаруживается никаких внешних признаков разыгранной трагедии – ни красных, опухших от слез глаз, ни всхлипов и прерывающегося дыхания. Но попробуйте только не заметить убивающееся чадо и вполне вероятно, что получите в итоге развернутую истерику с катанием по полу!

Вторая причина плача – малыш действительно испытывает недостаток внимания. Такое случается, если у родителей нет времени для общения с ребенком или взаимодействие между взрослым и малышом носит в основном негативный характер. То есть чаду не хватает положительных эмоций от общения со взрослыми. Плачущий же кроха вызывает желание посочувствовать, пожалеть, успокоить, обнять. И таким образом ребенок получает необходимую порцию положительных впечатлений.

 

Как быть?

Игнорирование этой потребности может привести к достаточно серьезным последствиям, вплоть до неврозов. Конечно же, слушать плач и поощрять такой способ получения внимания не стоит, но если вы догадались о том, что ребенок выбрал наиболее действенное средство и использует его, потому что оно работает, в ваших силах помочь малышу перевести энергию в «мирное» русло. Начните общаться, не забывая при этом, что важно не количество, а качество общения. Интересуйтесь жизнью крохи, его друзьями, его личным мнением. Такое внимание к его персоне окажет благотворное влияние и на поведение, и на ваши с ним взаимоотношения. Обращайте внимание на положительные моменты в поведении малыша, но не допускайте распространенной ошибки – не захваливайте. Одобрение должно быть обоснованным как для вас, так и для карапуза. Старайтесь меньше реагировать на проступки, преднамеренные и случайные, во всяком случае, не ругайте ребенка при свидетелях. Проявление эмоций при этом постарайтесь свести к минимуму. Эффективно не обращать внимание на подчеркнуто плохое поведение малыша. Замечайте ребенка и в те моменты, когда он тих, спокоен, хвалите. Это очень важно, чтобы закрепился нужный стереотип поведения.

 

 

«Страдальцы»

Вот уж кому действительно плохо – так это им! Жизнь для таких малышей – сплошная череда крупных и мелких неприятностей, она тяжела и безрадостна, а вокруг столько бесчувственных взрослых! Ощущение забытости, покинутости и ненужности – постоянные спутники таких крошек. Они настолько погружаются в свое горе, что не замечают ничего хорошего из того, что происходит вокруг. А причиной плача может быть все, что угодно: невыполнение просьбы, запрет на что-либо, малейшая резкость – все это воспринимается ребенком как выпад в его сторону, враждебность по отношению к нему. И при этом малыш чувствует собственную слабость, бессилие что-либо изменить в вершащейся ситуации. Бедняге остается тихо страдать. В отличие от артиста, эти слезы не показные, вы можете их даже не заметить. Такой ребенок плачет «для себя» о том, как он слаб и несчастен в неравной борьбе с несправедливостью.

 

В чем причина?

Причина такого поведения кроется в мировосприятии, в склонности все происходящее красить в более мрачные цвета. В психологии это явление имеет название – меланхолия. Меланхоликам свойственно замечать преимущественно негативные аспекты реальности, преувеличивать их значимость и «застревать» на них. Положительные же стороны жизни легко теряются в сгущенной тени недостатков и не могут конкурировать с ними. Такой характер в немалой степени имеет физиологическую и биохимическую основу, но существенную роль в таком видении жизни играет и воспитание. Типичный пример – гипертревожная мама. Она стремится предотвратить все возможные несчастья и бедствия, способные случиться с ее чадом, и из лучших побуждений в красках рассказывает малышу о них, повышая его бдительность. Но тем самым она только увеличивает подозрительность, тревогу и неуверенность крохи.В результате он оказывается заранее напуган невероятным количеством вероятных отрицательных исходов.

Другой вариант подобного поведения ребенка – его захватило одно глобальное горе. Как правило, разлука с близким человеком или другая, не менее значимая потеря. Тут трудно противостоять эмоциям – связь с этим человеком так важна и сильна, что справиться с переживаниями чаду просто не под силу.

 

Как быть?

Расстройство по любому поводу – главная отличительная черта таких малышей. Им тяжело. Но не менее тяжело приходится их родителям. Мама обычно старается сделать все, чтобы утешить кроху, когда ему плохо, но это не всегда удается. Более того, когда, казалось бы, страдание исчерпано и слезы высыхают, в голове малыша всплывает какая-нибудь мысль, ранее не приходившая в голову, «благодаря» которой причина плача предстает в еще более мрачном виде, за чем следует «новая волна» слез.

В чем дело? Дело в низкой самооценке, которая зависит от одобрения окружающих. Особенно близких людей, а поэтому будьте внимательнее к успехам малыша и снисходительнее к его промахам. Дети вообще тонко чувствуют отношение к ним взрослых и легко воспринимают малейшую фальшь. Поэтому, если вы сами не уверены в том, что малыш добьется успеха, лучше не пытайтесь убедить его в этом. И подумайте, почему у вас нет этой уверенности. Способности детей только начинают развиваться, поэтому заранее быть убежденным в бесперспективности нельзя. Даже если ничего не получилось сразу, найдите в сделанном положительный результат и похвалите ребенка за него – черточка ровнее, буква красивее, произношение чище. Результаты не заставят себя ждать: у малыша появится большая уверенность в себе.

 

 

«Манипуляторы»

Отчасти поведение таких детей напоминает спектакли «артистов». Правда, в данной ситуации ребенок прибегает к помощи слез, когда его желание игнорируется либо невыполнимо в настоящий момент. Плач используется как средство воздействия на взрослого с целью получения желаемого. А когда карапуз изливает поток слез, а часто и вперемешку с оглушительными руладами, родители готовы на все, лишь бы он, наконец, замолк. В общем, своим поведением ребенок заставляет вас поступать нужным ему образом.

 

В чем причина?

Оценив однажды действенность этого средства для достижения своих целей, ребенок берет его на вооружение. Порочный круг, таким образом, замыкается. Во-первых, не существует более эффективного способа, а, во-вторых, дитя и не испытывает необходимости в поиске альтернативы безотказному методу. Но родителям важно помнить, что это не проявление злой детской воли и бессердечной жестокости. Малыш таким образом защищает свои интересы, просто в силу маленького возраста он не учитывает мнения других сторон. Добиваясь желаемого, ребенок просто не осознает, что своим поведением ущемляет еще чьи-то интересы. Опасность заключается в том, что очень трудно уловить границу, где нормальный детский эгоцентризм переходит в нездоровый взрослый эгоизм.

Маме же с папой стоит задаться вопросом: откуда у ребенка право что-то требовать. Ведь даже если плач не громкий, но имеет характер навязчивости, его можно расценивать как требование. Часто такое поведение малыша является последствием излишней вседозволенности на более раннем этапе воспитания. Каким образом малыш оказался главным? При ближайшем рассмотрении оказывается, что вы сами дали ему это право. Когда ребенок маленький, у взрослых часто возникает желание побаловать кроху, к тому же все его желания пока еще легко осуществимы... Следующим шагом станет требование реализации подросших желаний. Так избалованный любимец превращается в деспотичного тирана.

 

Как быть?

Если плачет ребенок – то в общественном сознании виноват, конечно же, взрослый, который находится рядом. Основная проблема в преодолении доминирования ребенка – это невозможность игнорировать его плач. Если родители попытаются не обращать внимания на слезы потомка, то большая степень вероятности, что ближайший сердобольный доброжелатель проникнется к ревущему малышу и заметит его сопровождающим, что допускать детские слезы – кощунство. Рыдания ребенка здесь оказываются громогласным (в прямом и переносном смыслах) укором родителям в их воспитательской несостоятельности. Невозможность успокоить чадо иным способом, кроме удовлетворения его желания, ставит родителей в крайне невыгодное положение, которое умело используется ребенком. Обезоруживающее коварство будит в родителях всю отрицательную гамму эмоций: от бессильного раздражения и праведного гнева до усталой обреченности и пассивной покорности. Чтобы взять контроль над ситуацией в свои руки, прежде всего надо справиться с самим собой и разобраться с тем, что вам подвластно, а на что вы повлиять не можете. Распространенная рекомендация сохранять нейтралитет, по минимуму реагируя на орущего деспота, в действительности является серьезным испытанием родительской нервной системы. Но если вы избираете эту стратегию, то следует проявить максимальную твердость. Для себя решите, когда «нет» означает действительно «нет», а когда – почти «да». Дети отличают настоящий отказ от «надуманного». Они обладают невероятной психологической интуицией и настаивают на своем только в том случае, когда уверены в положительном результате. Они точно знают, на какие кнопочки надо жать. Для вас же в данной ситуации важно, прежде всего, справиться с собой, со своими эмоциями. Ребенок оказывается способен управлять взрослыми, потому что те позволяют ему манипулировать собой. Запрет. Твердый и бесповоротный, с каменным выражением лица – первый шаг к победе. Ничего не поделать – придется вам заняться самовоспитанием. 

 

 

«Цветочки»

Кто из нас в детстве не оплакивал смерть безвременно погибшего под подошвой ботинка жука?! Но если это повторяется снова и снова и уход из жизни каждой букашки периодически становится для малыша мировой трагедией, то вы имеете дело именно с «цветочком». Слезная реакция вызывается практически по любому мало-мальски пригодному для этого поводу. Косой взгляд, микроскопическая царапина, собственный псевдопроступок, один только вид возможно и не бездомной собаки – все это приводит к тому, что глаза «на мокром месте». «Жалко», «больно», «обидели», «страшно» – эти слова часто звучат из уст такого ребенка. Он беззащитен, словно обнаженный нерв. Все, что происходит, случилось, вызывает в нем предельно эмоциональную реакцию, максимум переживаний! Что и говорить, это выматывает не только взрослых, но и малыша.

 

В чем причина?

Вы имеете дело с врожденной повышенной чувствительностью нервной системы к раздражителям из внешней среды. Эмоциональность – лишь одна сторона проявления этой особенности. Она бывает сопряжена с высокой подвижностью, возбудимостью, трудностями самоконтроля, повышенным уровнем тревожности, страхами, и, как это ни странно, аллергией. При этом ребенок может быть и трудновоспитуемым, и весьма послушным. Переживаемая эмоция бывает стойкой – чадо «зависает» на ней – а может легко и быстро переключиться на любой другой эмоциогенный стимул. Такие разные проявления на самом деле имеют под собой одну основу. Другие психические особенности зависят от других характеристик нервной системы. Скажем, если малышу свойственна высокая скорость протекания психических процессов, то за единицу времени он успевает передумать множество мыслей по определенному поводу. А в случае с трудностями переключения – будет длительное время фиксироваться на переживании и, кстати сказать, не обязательно негативном.

 

Как быть?

Основная трудность заключается в том, что на физиологию нервной системы мало как можно повлиять иными средствами, нежели медикаментозными. Конечно, не стоит усматривать в вышесказанном призыв пичкать ребенка успокоительными. Лечат болезни, а не индивидуальные особенности психики. Просто следует знать о них и учитывать в общении с малышом, сознательно избегать каких-либо заведомо сильных по воздействию событий и информации.

Не оставляйте ребенка одного в трудный для него период. Закалка самостоятельностью в преодолении негативных эмоций – это не то, что ему требуется. Проявите участие, присоединитесь к его горю. Малыш ждет поддержки, а не сообщения о смехотворности и незначительности его повода для слез. В то же время не стоит фиксироваться на плохом, найдите, покажите плюсы сложившейся ситуации, чтобы не все казалось мрачным и безнадежным.

Следует сказать о принципиальном отличии «страдальцев» от «цветочков». «Страдальцы» в первую очередь воспринимают себя номером один в трагедии. «Цветочки» не переносят происходящее на себя и свою жизнь. Они жалеют о событии, а не себя в сложившейся ситуации.

Расстраиваться оттого, что ваш малыш так эмоционален, не стоит. Наоборот, ребенок наделен острым восприятием действительности. Он видит и слышит то, что обычно остается незамеченным для большинства людей. Реализовать и изжить переживание и, что немаловажно, переключить внимание с него на нечто другое поможет творчество. Предложите сыну или дочери сочинить историю с хорошим окончанием, нарисовать картинку. Подключите к процессу благородную цель, скажем, спасения пострадавшего, и слезы высохнут. В творческой деятельности всегда есть удовольствие от процесса и результат. Со временем ребенок сможет самостоятельно организовывать себя для такой деятельности, научится контролировать свои эмоции и чувства. Согласитесь, творческая личность несравненно лучше боязливого невротика.

 

 

«Барометры»

Бывают дети, которые реагируют на изменение погоды, атмосферного давления, влажности воздуха изменением настроения и самочувствия. Внешняя картина такова, что ребенок вдруг начинает плакать из-за тех вещей и событий, которые в другое время не расстраивали его, он их даже не замечал.

Если вы заметили у своего малыша зависимость психического состояния и поведения от погодных условий, то стоит взять ситуацию под контроль. Как правило, подобная чувствительность имеет под собой органическую основу, а именно изменение внутричерепного давления и иных физиологических показателей, влияющих на самочувствие.

 

В чем причина?

Это может быть как врожденная или наследственная особенность организма, так и последствия полученной черепно-мозговой травмы. Если среди членов вашей семьи есть люди, страдающие от изменений погоды или страдавшие в детстве, то это просто проявляется семейная наследственная черта. В случае, когда родственникам это не свойственно, а связано с особенностями внутриутробного развития и родов и присуще только младшему члену семьи, принято говорить о врожденной особенности.

Еще одна причина – травма. Дети часто падают и обычно ударяются головой. В большинстве случаев такие падения заканчиваются вполне благополучно и иногда даже не замечаются родителями. Но случается, что ребенок получает небезобидную травму с достаточно серьезными последствиями.

 

Как быть?

В любом случае необходимо в первую очередь обратиться к врачу. Только специалист может установить истинную причину недомогания и определить необходимые меры, возможно медикаменты для сохранения стабильности самочувствия ребенка.

Если чувствительность к погоде вызвана черепно-мозговой травмой, то, помимо дискомфорта, возникающего в ответ на изменения окружающей среды, возможно и негативное влияние на развитие ребенка. В том числе различные задержки в отдельных психических процессах и отставание в развитии. В этом случае может оказаться необходимыми контроль и помощь различных специалистов (логопеды, нейропсихологи).

Как вы, наверно, уже догадались, приведенные выше варианты плакс наиболее ярко, а зачастую утрированно демонстрируют характерные черты того или иного типа. В жизни, конечно, все несколько иначе. Бывает, ребенок объединяет в своем поведении сразу два типа. Возможно, даже являясь плаксой, он не похож ни на один из описанных вариантов. Тем не менее, помните: слезы всегда имеют вескую причину для своего появления, и в любом случае неправильно буде т их игнорировать или доказывать незначительность причины. В каждом конкретном случае обязательно выслушайте кроху, окажите малышу помощь, просто проявите участие.

 

Наталья СВИРКОВА