Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Победа под Курском. 1943. Изгнание фашистов. 1943-1944: Рассказы для детей

Победа под Курском. 1943. Изгнание фашистов. 1943-1944: Рассказы для детей

Издательство: Детская литература

Автор: Алексеев Сергей Петрович

227 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
26.10.2016
Первые новаторские гонки на санях

28 января во Дворце пионеров на Воробьевых горах ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

ДОЛГИЙ ПУТЬ К СВЯТОСТИ

06.09.2016

ПРЕСТАВЛЕНИЯ  СВЯТОГО  РАВНОАПОСТОЛЬНОГО  ВЕЛИКОГО  КНЯЗЯ  ВЛАДИМИРА



великий князь ВладимирИстория христианства на Руси начинается с предания , глубоко укоренившегося в народной памяти, — сказания о путешествии на Русь святого апостола Андрея Первозванного . Тот , кого Господь первым призвал на служение к Себе , первым пришел с Благой Вестью, минуя далекие страны , в наши русские земли .

— Видите эти горы? На них воссияет благодать Божия, здесь будет великий город, и воздвигнет Бог много церквей! — предрек апостол, взойдя на высокий холм над Днепром. Большой деревянный крест поставил ученик Христов на вершине холма и благословил окрестные поселения.

Затем апостол Андрей продолжил свой дальний путь в холодные северные края, дошел до земли, где ныне над рекою Волховом застыл, будто из сказки, Великий Новгород. Древние предания говорят и о том, что святой апостол первым ступил на землю Валаама, осенив молчаливые горы каменным крестом…

Годом рождения русской государственности принято считать 862 год по Рождеству Христову, когда приглашенные из северных стран родовитые братья Рюрик, Синеус и Трувор стали первыми русскими князьями. Рюрик, как самый старший, начальствовал в Новгороде, Синеус — в Белозере, Трувор — в Изборске. Правил Рюрик недолго, его братья — еще меньше. На охоте князь простудился и вскоре умер. Однако именно Рюрик стал основателем единого княжества, от него пошел род великокняжеской династии на Руси. Под Божиим благословением 736 лет Рюриковичи вели Святую Русь путем исповеднического служения. И хотя сам Рюрик был язычником, первое крещение Руси состоялось при его жизни.

Однажды два знатных воина из дружины Рюрика, Аскольд и Дир, плыли на быстроходных ладьях из Новгорода в Царьград. И увидели они на крутом берегу Днепра город, обнесенный каменной стеной. То был древний Киев. Киевляне, приметив князей и грозную их дружину, сверкающую на солнце железными доспехами, пригласили Аскольда и Дира к себе на княжение. И не прогадали. Аскольд и Дир, пока княжили в Киеве, разбили хазар — давних наших недругов — и прогнали их далеко в степь. В 866 году, собрав дружину, на двухстах ладьях по Днепру вышли в Черное море, опустошили на своем пути побережье и осадили Константинополь. Греки не ожидали нападения славян. Императора Михаила III в столице не оказалось — он воевал с мусульманами. Но, даже вернувшись в столицу, царь едва ли надеялся отбиться от вероломных гостей.

Царьград спасся чудом. Отслужив торжественный молебен, Патриарх Фотий окунул в море ризу Божией Матери — великую святыню, хранившуюся во Влахернской церкви. Тотчас грозовые облака покрыли лазурное небо, поднялась буря… Шумные волны разметали, играючи, будто щепки, русские ладьи по всему морю. Пораженные чудом князья прислали в Константинополь посольство с просьбой о крещении. Это и было первое, «Аскольдово» крещение Руси.

«Россы, славные жестокостью, победители народов соседних, в гордости дерзнувшие воевать с Римской империей, уже оставили суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши, быв еще недавно злейшими врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника, имея живое усердие к христианскому богослужению», — писал в окружной грамоте Святейший Патриарх Фотий вскоре после того, как Аскольд и Дир покинули на уцелевших ладьях город святого царя Константина.

Событие это не оказало заметного влияния на жизнь наших предков. Зато еще за сто двадцать лет до знаменитого крещения русичей князем Владимиром в днепровских водах Россия числилась 60-м архиепископством среди епархий Константинопольского Патриархата.

В 864 году приняла благодать Святого Крещения Болгария, с которой Древнерусское государство начало поддерживать тесные отношения. А за год до этого, в 863 году, трудами богомудрых «просветителей языков словенских» святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия была создана славянская письменность.

«Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела», — решили братья, творя славянскую азбуку. Сложность состояла в том, что в славянских говорах встречаются звуки, которых нет ни в греческом языке, ни в латинском. Для таких звуков Кирилл и Мефодий придумали новые буквы. У немцев, например, нет своей азбуки, они пользуются латиницей. Богомудрые просветители, едва создав славянскую письменность, перевели на новый язык Священное Писание… Велик подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Кратко и возвышенно отобразился он в азбучной молитве, приписываемой святому Кириллу: «И летит ныне словеньско племя».

Почти одновременно с походом Аскольда и Дира на Царьград святой Кирилл обратил в Христову веру двести южнославянских семейств, у которых нашел переписанное Евангелие и Псалтирь своего же перевода. Крестил обращенных во главе со старейшинами греческий митрополит Михаил. Этому крещению предшествовало чудо — язычники потребовали бросить Евангелие в костер. И оно в огне не сгорело! «Прииде Михаил митрополит в Русь, — повествует Несторлетописец, — послан от Василия Македона, царя греческого и Фотия патриарха, иже уверяя Русь верже Евангелие во огонь и не изгоре. И сим чудом ужаси Русь и многия крести». Однако и это событие не оставило заметного следа в русской истории. Русь коснела в язычестве.

Наконец, в третий раз древняя Русь в лице своей правительницы, святой равноапостольной Ольги, была крещена в 957 году… Святая Ольга пожелала принять крещение в царственном граде Византийской империи — Константинополе, чтобы затем и народ российский привести к спасительной купели…

«Как зарница пред солнцем, как утренняя заря пред светом полуденным; как луна в ночи, так светила она между людьми неверными», — вдохновенно отзывается о премудрой Ольге преподобный летописец Нестор.

Во время княжения Ольги на Руси выросло множество городов, опоясанных дубовым тыном, установились первые государственные границы. Богатырские заставы, воспетые народом в былинах, стерегли Русь от кочевников. Купцы со всего света везли в Киев, Псков и Новгород товар, а шведы и немцы охотно вступали наемниками в русское воинство. Но всякая страна, какой бы крепкой и могущественной она не была, как бы ни бряцала своими доспехами на глазах соседей, схожа с колоссом на глиняных ногах и обречена на гибель и забвение, если не позаботится о духовном просвещении. Беседуя с христианскими подвижниками, видя их непорочную жизнь, проницательная княгиня все больше убеждалась в истинности Христовой веры. Да и как сравнить языческие обряды с христианским служением в храме! Там — шумно с хороводами и плясками поклоняются громовержцу Перуну и огнеликому Хорсу, кропя деревянных болванов кровью жертвенных животных, а иногда — и кровью человеческой. Христиане же молятся в чистоте и смирении Тому, Кто умер за них на Кресте, но в третий день воскрес.

В середине лета 957го показались в проливе Босфора качающиеся на голубых волнах струги Великой княгини. Однако ни царь Константин Багрянородный, ни Патриарх Полиевкт, знаменитый своей святостью и образованностью, не обратили поначалу должного внимания на пожаловавшую с миром восточную правительницу. Ольга томилась на пристани с другими иноземными гостями в ожидании царственного приема. И хотя в душе ее тлела обида, Ольга терпеливо ждала. Наконец царь велел ее принять.

Одной беседы с мудрой правительницей Руси хватило Константину Багрянородному, чтобы увидеть насколько прекрасна, разумна и добра восточная гостья. Заглянув в глаза княгини, император Константин вдруг шепнул ей на ухо:

— Будь женой моей, несравненная Ольга!

— Как же ты, царь, задумал предложить мне такое? — улыбнулась Ольга, вскинув ясные очи. — Негоже христианскому царю брать в жены язычницу. Прежде должна я принять святое крещение, а потом уж поговорим о законном браке.

Ольгу крестил Патриарх Полиевкт и нарек ее Еленой в честь святой и равноапостольной царицы Елены, матери первого христианского императора. По просьбе славянской княгини крестным отцом ее стал император Константин.

На радостях устроил царь знатный пир. И во время веселия напомнил Ольге о своем желании.

— Что замышляешь, царь? Разве в обычае у христиан жениться на дочерях своих? Ты стал мне крестным отцом, о каком еще родстве мечтаешь? — удивилась княгиня.

Тогда уразумел император, что перехитрила его Ольга. Не ищет она его руки, потому что память о убиенном князе Игоре — первом и единственном муже — хранит незабвенно. Не нужны ей иные земные царства, кроме своей земли, вольготно раскинувшейся на востоке. Там ждет ее сын Святослав и русский народ. Но прежде, чем отправиться в обратный путь, Ольга попросила у Патриарха благословение.

— Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет, — перекрестил на прощанье Ольгу Святейший владыка. — Ты залог спасения народа российского, потому что веруешь. Даруй эту веру народу своему, и спасен он будет вовеки. Патриарх благословил княгиню крестом, вырезанным из священного Распятия, на котором иудеи умертвили Христа. На кресте том была надпись: «Обновися, Русская земля, Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». Святою и равноапостольной назовут потомки киевскую княгиню, потому как по всей земле русской насаждала Ольга веру в Святую и Живоначальную Троицу. Однажды оказалась она в том самом месте, где река Пскова впадает в Великую. И вдруг с восторгом и трепетом узрела, как прибрежные темные дубравы осветились ярким и нежным светом. Три блистающих луча, неведомо откуда скользнувших на дубраву, осветили в тот же миг отзывчивое сердце княгини. И возликовала Ольга, обретя радость великую — кто, как не Господь, укреплял ее чудесным знамением!

— Вижу и знаю — на месте этом взметнется к небу церковь во имя Пресвятой Троицы. А вокруг нее город будет возведен — велик, славен и богат, — пророчески прорекла княгиня. Сбылось предсказание Ольги. Вскоре на месте слияния двух рек вырос славный город Псков. Во время Ольгиного крещения Руси лишь немногие наши предки приняли христианство. Для уверовавших в Господа святая Ольга построила первый в Киеве храм во имя святителя Николая Чудотворца…

Главной святыней другого деревянного храма — во имя Святой Софии — Премудрости Божией, торжественно освященного 11 мая 960 года, стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе.

Однако единственный сын Ольги — возмужавший князь Святослав — прохладно отнесся к призывам матери отречься от идолопоклонства. — Крещусь я в христианскую веру, а дружина меня на смех поднимет, — малодушничал князь. — И как тогда княжить мне в земле Киевской, всеми брошенному?

На смертном одре завещала Ольга сыну своему: «Стара я стала, и болезнь моя неотступна, и кончина моя уже при дверях. Не я ли просила тебя поверить вслед за мной в Единого истинного Бога? Не я ли просила тебя принять святое крещение? Ты же не слушал меня, от советов моих отвернулся, мольбами моими пренебрег. Служил бездушным идолам, творя им поклоны и принося бессмысленные жертвы. Теперь же слушай и исполни все, как я заповедую тебе. Ничего не делай со мной по богопротивному языческому обычаю — кургана надо мной не насыпай и тризны не твори. Пусть священник отпоет меня и погребет в земле по христианскому правилу. Да не забудь послать золота в Царьград, чтобы Патриарх раздал милостыню и помолился о душе моей во спасение».

Строга судьба к тому, кто родительской волей пренебрегает. Смерть свою киевский князь Святослав, громивший хазар и печенегов, нашел вдали от дома. Печенежский князь Куря повелел отсечь голову Святославу и из черепа сделал чашу, золотом окованную, из которой во время пиров отхлебывал терпкое вино. Святые надежды княгини Ольги о крещении Руси оправдал ее внук — Великий князь Владимир. Семена веры упали в добрую почву. Не прошло двадцати лет, и Русь стала православной.

 

Александр АНАНИЧЕВ

 

(Продолжение следует.)

 

Также читайте о КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ 

 

Журнал "Божий мир" 4/2015