Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Вкусные праздники

Вкусные праздники

Издательство: Астрель

546 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
26.10.2016
Первые новаторские гонки на санях

28 января во Дворце пионеров на Воробьевых горах ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Как развить внимание ребенка

19.10.2016

Есть детки, которые от рождения наделены природной внимательностью и их папам и мамам не нужно беспокоиться о дополнительном развитии такого важного и нужного для успешной жизни качества. Для тех же, кто хочет между делом, без сложностей и неудобств усовершенствовать способности ребенка быть внимательным, есть несколько проверенных методик и рекомендаций.



внимание детей

 

Почему внимательность так важна?

Своевременное развитие в ребенке внимательности позволит научить его наблюдать, запоминать и анализировать важные и не очень вещи. Вот раздался громкий звук, а младенец весь собрался, вздрогнул, насторожился, интуитивно приготовился к возможному дальнейшему развитию событий. А вот знакомый мамин голос, на который так и хочется ответить приветливым гулением, улыбкой. Такие реакции на происходящие события и есть внимательность, а по мере подрастания малыша будут меняться и формы проявления его внимательности.

Вначале это агуканье, вздрагивания и плач, затем улыбки и повороты головкой в ответ на происходящее, затем сосредоточенность на игре в кубики, пирамидки, конструкторы, еще позже это будет письмо и счет, потом анализ исторических событий или причины колебаний курсов валют.

Приученный быть внимательным ребенок со временем превратится во взрослого человека способного делать быстрые, логически правильные выводы и заключения, что не может самым положительным образом не сказаться на его дальнейшей жизни. Такая привычка к анализу и сосредоточенности на мелочах очень часто позволяет правильно выбрать профессию, построить успешную карьеру, быть духовно и эмоционально полноценным человеком.


Какие виды внимания существуют?

Современные специалисты выделили несколько типов, присущей людям внимательности, это – произвольное и непроизвольное внимание, а также послепроизвольное. В чем коренные отличия?

 

  • Тип внимания – произвольное. С ним не рождаются, оно формируется с возрастом. Начинает проявляться примерно к началу школьного обучения – у кого в 6, а у кого в 7-8 лет. Далее происходит его развитие и совершенствование, когда ребенок вынужден сосредотачиваться не на том, что ему хочется в данный момент, а на том, что он должен выполнить. Такая концентрация требует определенных усилий, самодисциплины, усидчивости и даже силы воли. Данный вид внимания очень желательно развивать еще на уровне начальной школы, чтобы постепенно ребенок, занимаясь каким-то делом, переставал отвлекаться на внешние раздражители.
  • Произвольное внимание сослужит ему хорошую службу на протяжении всего учебного процесса в школе, институте и в дальнейшей жизни. На нем строится и будущая безопасность (например, при перемещении через проезжую часть, на воде и т.п.), и ответственность за возложенную задачу, и внимательное и уважительное отношения к близким, окружающим.
  • Тип внимания – непроизвольное. Это инстинктивная, не требующая ответных усилий, врожденная способность. Все детки непроизвольно реагируют на все, что генерирует шум, свет, запах, смену картинок или окружающих предметов. Непроизвольное внимание зачастую выручает родителей, когда им нужно срочно «переключить» малыша на что-то интересное, чтобы прекратить истерику, сгладить испуг, предупредить попытку нашкодить. «Вот, смотри, лошадка! (кошка, большая машина, самолет и т.д.)» - как правило, ребенок с удовольствием переключается на предложенное альтернативное занятие или предмет.
  • Тип внимания – послепроизвольное. Это как производная от произвольного типа – ребенок также концентрируется на поставленной задаче, однако делает это без усилий, без напряжения, с видимым удовольствием и, как правило, получает прекрасный результат своего труда. Данный тип внимания строится на интересе ребенка к происходящему. Его заложили в основу знаменитых и очень популярных сегодня игровых методик обучения младшеклассников и дошколят. По мнению педагогов, такие программы дают очень хороший результат, однако акцентируют, что одного послепроизвольного внимания для достижения успехов недостаточно, без принудительного произвольного внимания не обойтись – вот на его развитие и нужно делать упор.

 

Кроме различных типов у внимательности есть и другие «параметры» такие как быстрота переключения, устойчивость или неустойчивость внимания, объем, избирательные особенности и другие. У многих людей характеристики внимательности развиты не равномерно, большая часть способностей имеет генетические корни, однако доразвить или наоборот атрофировать любую из составляющих глобального внимания всегда можно методом корректировки окружения.

Неравномерность внимания не значит крах надежд и чаяний, иногда она позволяет четко отделять действительно нужное от второстепенного, не столь важного и интересного. Хорошим примером такой неравномерности внимательности служит великий ученый, физик Л.Ландау. Он мог в уме производить колоссальные вычисления, запоминал невероятные числовые и буквенные комбинации, однако совершенно не мог вспомнить, что ему пять минут назад подавали за обедом. Наверное все от того, что еда не вызывала в нем никакого интереса, не имела важности.

Не всем суждено стать столь значимыми фигурами, но пускать на самотек способности, даже не попытавшись развить их, многие считают ошибкой. Поэтому рекомендуется совершенствовать внимание детей при помощи специальных методов.


Как и когда начинать тренировать внимательность?

Взрослый человек, как правило, сам осведомлен о своей невнимательности. А вот о том, что ребенок имеет проблемы с концентрацией, родители узнают по большей степени в момент начала школьного обучения или в старшей группе детского сада. Детям 5-8 летнего возраста можно и нужно прививать привычку быть внимательным, но гораздо проще работать с крохами, на стадии, когда все привычки только начинают формироваться в мозгу и происходит отслеживание важных взаимосвязей.


СДВГ

Такой диагноз получает достаточно большой процент детей, выходя из кабинета невропатолога. Аббревиатура гласит, что у ребенка некое отклонение именуемое синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Ничего страшного врачи в этом не видят, для коррекции состояний используют медикаментозные препараты и специальные техники, а если ничего не помогает, всегда есть надежда, что «перерастет». А даже если не перерастет (есть мнения, что надежного способа избавиться навсегда от указанного синдрома не существует), то став взрослым сам научится справляться с такой особенностью своего психотипа, как говорится – приспособится.

Слишком неоднозначно воспринимают такое положение вещей многие родители и стараются всячески помочь ребенку своевременно «перерасти», чтобы потом он не пытался «приспособиться». Для этого укреплением внимания занимаются с самого нежного возраста.

Залогом успеха в таком деле как работа с детьми всегда были, есть и будут – терпение, регулярность, доброжелательность и систематичность. Развитие внимания – не исключение. Многие, наверное, напрягутся при мысли, что им придется обязательно и неотвратимо заниматься с ребенком, чтобы получить гарантированный результат. Однако не все так плохо, поскольку все обязательные мероприятия можно переложить на специально обученных людей – узких специалистов. Каждый должен заниматься своей работой, это честно и правильно. Не всякой маме под силу организовать учебный процесс для своего ребенка, не каждая сможет увлечь той или иной специфической игрой. Да и занятия через силу будут совершенно неэффективными и даже вредными как для самих родителей, так и для ребенка. Заниматься делом, которое тебя угнетает – первый шаг к провалу. Поэтому для тех, кто не чувствует в себе выраженного педагогическо-воспитательного начала лучшим выходом станет привлечение упомянутых узких специалистов, к которым вы будете ребенка просто водить.

Есть много психологических центров, где с ребенком проведут занятие дипломированные психологи, там же можно походить на нейрогимнастику. При поликлиниках есть кабинеты лечебной физкультуры, физиотерапевты, массажисты. Тренеры в кружках будут обучать ребенка танцам, выбранным видам спорта. Не забывайте о школах Монтессори, логопедах.

Что касается роли родителей во всем этом, то она остается практически неизменной – просто быть рядом, любить, принимать, хвалить. Попутно пользоваться рекомендациями и ненавязчиво для себя и ребенка вводить в повседневную жизнь множество простых и интересных занятий, направленных на развитие внимательности. Эти занятия хоть и создавались, как специальные, однако они хорошо адаптированы к реальной жизни, бытовому общению, совместному времяпрепровождению. Указанные методики способны обеспечить прекрасное базовое развитие детского внимания.


«А давай поиграем». Совместные игры с пользой для дела устраивают и взрослых, и детей. Пусть вашему егозе совсем не много лет, но показать ему, что такое шашки, шахматы, доминошки-триминошки, крестик-нолик и другие настольные игры будет вовсе не рано. Он будет подрастать, вы будете повторять, главное чтобы всем сторонам процесса было интересно. Такие игры очень хорошо развивают внимание.


«А ты знаешь, кто был твой дед?». Еще одно очень полезное, тренирующее память и внимательность, укрепляющее кровные узы занятие – это запомнить всех своих родственников. Кто кому кем приходится, как зовут, возраст. Не уставайте рассказывать малышу о бабушках, тетях, дядях, внуках. Где родственники по папиной линии, где по маминой, сколько есть двоюродных братьев и сестер, кто их родители, где живут, как зовут и когда дни рождения. Используйте свои знания, привлекайте к беседам старшее поколение, чтобы ребенок как можно больше запоминал историю своего рода – это и интересно, и полезно.


«Радио «Ностальгия»». Так условно можно назвать рассказы о детстве мамы и папы. Родители обязательно должны рассказывать своим детям о том времени как сами были маленькими, как проказничали, какие наказания получали, какие книги читали. Такие душевные разговоры очень сближают с детьми, и сами дети их обожают, очень ждут. Они потом очень часто пересказывают: «А моя мама/папа, когда были маленькими…». Также подросшие дети очень любят слушать и запоминать о том, как они сами были младенцами, как ели, спали, плакали.

«Книжная эпопея». Выбирайте многотомные интересные детские книги. Пусть на ее чтение уйдет целый год, но все это время ребенок должен будет внимательно слушать и запоминать происходящие события.


«Палка, палка, огуречик…». Тоже интересная игра в рисование. Взрослый может поочередно с ребенком дорабатывать рисунок. Мама нарисовала кружок, далее очередь сына или дочери, что получится? Может солнышко, округлая свинка или небольшое озерцо. Дальше картинка обрастает деталями – в озере рыба, на его берегу лошадка, или верхом на свинке едет кошка и так далее. Каждый участник, а их, как вы понимаете, может быть больше двух – приобщайте родственников, папу, старших детей – вносит свою лепту. В итоге ребенок не на шутку увлечен, крайне весел и доволен – урок полезной концентрации прошел на «Ура!».


«А где конфетка?». Ваша задача немного запутать ребенка, и если он чего-то хочет, то пусть сосредоточится. Он хочет, например, конфету. Да, пожалуйста, вот я ее беру кладу в карман, ой, нет, не в карман, а несу на кухню, чтобы положить на тарелку. Ого, а здесь вот какое красивее яблоко, я его сейчас помою, порежу красивыми дольками и выложу на блюдечко. Так, что ты хотел?


«Всему свой черед». Это воспитательный момент. Есть детки, которые постоянно перескакивают в разговоре с одной темы на другую, причем без какого-либо логического перехода. Хотят одновременно танцевать, рисовать, петь. Задача взрослого помочь ему разделить последовательность действий. Сейчас ты чего больше хочешь? Хорошо, тогда потанцуй, потом мы поговорим о твоей новой кукле, а потом ты ее сможешь нарисовать, после чего мы вместе споем – каждое новое дело нужно начинать не раньше, чем ты закончил старое.


«Главный редактор». Очень полезная игра для дошколят. Заключается она в том, чтобы ребенок изобразил из себя главного редактора модного издания. Вы даете ему подходящую газету, книгу или журнал с заголовками, написанными красивыми крупными буквами и просите именно красной ручкой выделить все буквы «Б», например. Если справился – похвала ему и конфетка (или яблочко?). Задание усложняется, нужно синей ручкой подчеркнуть буквы «А» и красной обвести буквы «К». Такие занятия прекрасно развивают усидчивость и внимание, которые пригодятся совсем скоро в первом классе.


Небольшое отступление о пользе внимания

Внимания к ребенку в первую очередь. Считается, что лучше всего развивать детскую внимательность, проявляя свое внимание к нему. Выказывать живой интерес к его жизни домашней и садиковской (школьной), знать и помнить всех его друзей (даже если он сам всех не помнит, вы сможете направить его память в нужное русло), быть в курсе его пожеланий, мечтаний, кулинарных предпочтений, желанных подарков, страхов.

Наблюдение за ребенком дает возможность лучше познать его внутренний мир, гармоничнее выстроить свою игровую линию, стать достойным участником процесса (ведь взрослому не всегда удается спуститься до уровня ребенка и играть искренне, увлеченно). Совместные прогулки, просмотры мультов, фильмов, а затем бурное их обсуждение заставляет ребенка внимательнее ко всему относиться: «Надо запомнить эту серию, а потом рассказать маме, она же тоже хотела посмотреть, но не смогла».

Спрашивать и слушать важные для ребенка вещи полезно и вам, и ему. Отвлечь ребенка проще простого, а задача взрослого мягко помогать ему удерживать внимание на том или ином занятии. Нужно видеть, что озадачивает ребенка, сбивает его с мыслей, как только это происходит нужно напомнить о теме разговора, сюжета, помочь научиться управлять своим вниманием, укрепить его. Параллельно с вниманием растет самооценка ребенка, его чувство защищенности, уверенности в своих силах.

Не менее важно не только окружить ребенка вниманием, но еще и создать в доме приемлемую атмосферу, без лишней суеты, нервозности. Пусть ваш дом будет дружелюбным, гостеприимным, где все стремятся к взаимопониманию и взаимопомощи, где формирование механизмов внимания не нарушится негативными эмоциями, стрессами, физическими перегрузками.

Многие родители уверены, что чем больше они обеспечат полезную занятость ребенку, тем более разносторонне развитым он вырастет. Отчасти они правы, а отчасти нет. Непосильные информационные нагрузки, которые дают кружки, секции, курсы, а еще планшеты, телевизоры и компьютеры способны напрочь лишить ребенка такого важного произвольного (принудительного) внимания. Справятся только те дети, чья нервная система отличается недетской крепостью и уравновешенностью, а таких немного. По научным исследованиям, те дети, которые много времени проводят в виртуальном мире или перед экраном телевизора, вырастают с очень низкими способностями к концентрации и коллективной работе. Они испытывают трудности при общении с другими людьми, при выполнении творческих заданий. Чтобы сформировать правильную достаточную внимательность необходимо как можно больше личного пространства, интересного отдыха и полноценного сна, благоприятная атмосфера.


Приемы улучшения внимания

Возвращаясь к упражнениям для повышения внимательности, адаптированным к повседневной жизни, стоит упомянуть о тех, которые применимы в быту и на улице.

  • Стирка, уборка, готовка, раскладывание глаженых вещей – классический набор, не правда ли? Все домашние дела, и мужские, и женские, которые происходят перед малышом, влияют на развитие внимательности. Ежедневное раскладывание игрушек по своим местам, чистка картошечки в мундире или яичка, сортирование носочек и трусиков – под силу даже 2-х-3-х летним крохам. Все это помогает удерживать концентрацию на занятии.
     
  • Потерял? – давай вспомним. Если ребенок что-то куда-то положил и отвлекся, а мама это что-то случайно заметила, не нужно спешить и нести пропажу «в клювике». Пусть ребенок вспомнит, что потерял (можете ему даже напомнить, что что-то давно вы не видели вон ту книгу со сказками), а вы поможете построить ему механизм поиска, будете задавать наводящие вопросы. Помнишь, какая она? Где ты с ней играл? А чем играл после нее? А где мог оставить? В какой комнате? И так далее, не спеша вы совместными усилиями наверняка пройдете этот квэст, только не торопитесь уж явно указывать на местоположение потери. Особенно ценно данное занятие для мальчиков – будущих мужчин, которые до глубокой старости в собственном доме не могут найти носовой платок или любимую рубашку. Так уж заложено природой, что особи мужского пола очень плохо ориентируются среди обилия вещей (вспомните поведение мужа в супермаркете – чем быстрее что-то схватим, тем быстрее уйдем, а в одежном магазине: да мне уже ничего и не надо).
     
  • Самостоятельное одевание и раздевание. Не только воспитатели похвалят вас за то, что ваш малыш такой самостоятельный. Вы увидите, какими внимательными становятся дети, когда сами могут одолеть колготки, носочки, футболочку. Определите четкую последовательность действий при одевании и раздевании, обучите приемам как легче натянуть колготки и перчатки, как нужно сложить вещи, чтобы потом не искать. Проговаривая каждый раз название одежек и обуви, называя отличия между похожими предметами гардероба, можно также существенно ускорить навыки концентрации.
     
  • Любое занятие, связанное с выполнением чего-то руками на примере мамы или папы. Для концентрации ребенка крайне важно подавать ему пример своими умениями и давать возможность ему самому что-нибудь рукодельничать. Закручивание/выкручивание шурупов, пришивание пуговиц, плетение веночка из собранных цветов, выпиливание лобзиком. Очень ценен, какой угодно вид ремесла, которому ребенка сможет обучить близкий человек.
     
  • Внимательно относиться к домочадцам. Ребенку необходимо прививать те правила поведения, которые являются общепринятыми нормами: человек спит – не шуми, чужое – не брать без спроса, маленький – не обижать и т.д.
     
  • Наблюдаем за прохожими. Посмотри в окошко? Кто там? Тети, дяди. Во что одеты? В куртки, шапки. Наверное, стало холодно, и тебе тоже надо потеплее одеваться.
     
  • Как зовут твоих друзей. Нужно стимулировать ребенка к запоминанию приятелей по играм, как выглядят их мамы, где чья игрушка или коляска.
     
  • Что это за животное и куда оно идет. На улице стоит обращать внимание на птиц, животных, насекомых. О каждом из них можно рассказать маленькую историю – вот жучок, он озабочен, потерял свою норку, а там его ждут детки. А это киска, она сытая, греется на солнышке или наоборот вышла на охоту, чтобы поймать себе мышку.
     
  • Как пройти домой или на любимую игровую площадку. Попросите ребенка, чтобы он словесно описал путь до любимого места времяпрепровождения. Идя туда, указывайте на маячки, по которым можно ориентироваться. После нескольких тренировок это сможет проделать любой малыш, которому исполнилось 5-6 лет. Такой способ тренировки внимания, когда нужно было мысленно пройти определенный путь и описать его словами, использовали еще древнеримские ученые и риторы.

Это только малая часть тех простейших способов и методик, при помощи которых можно незаметно и ненавязчиво совершенствовать внимание ребенка. Как видно, одним из главных залогов успеха является желание родителей вникать в дела детворы, узнавать их внутренний мир, проводить много времени вместе и рассказывать, спрашивать, общаться на любые темы. Чем больше внимания к ребенку со стороны родителей, тем больше его интерес и внимание к жизни.