Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Стихи - детям

Стихи - детям

Издательство: Стрекоза

Автор: Маяковский Владимир Владимирович

103 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
25.10.2017
Фестиваль детской книги

С 28 до 30 октября все книголюбы приглашаются ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...

Раннее развитие: мифы и реальность

15.11.2016

«– Не подскажете ли, какие есть развивающие методики и занятия, позволяющие выучить цвета? Моему ребенку 1 год.

– Простите, а зачем для этого нужны какие-то методики? По-моему, достаточно просто поиграть с ребенком, предлагая ему разноцветные кубики и называя их: это красный, это желтый... Или дайте ему краски. Для начала два цвета, потом будете добавлять еще...»

Диалог мам с родительского форума



раннее развитие

 

Подходит ко мне наш шеф-редактор и говорит: «Напиши, пожалуйста,  материал про раннее развитие». Я честно отвечаю: «Нет, я не смогу. Я же никаким методикам не следую, вундеркинда не леплю, в конференциях с другими мамочками опытом не обмениваюсь...  Да и вообще, я противник раннего развития!..» «Вот про это и напиши!» – заключает шеф-редактор. Пришлось сесть и написать.

А для начала узнать, какие методики раннего развития существуют и чем они друг от друга отличаются, как вырастить вундеркинда и каким опытом обмениваются мамочки в конференциях. В результате мое мнение про раннее развитие, конечно, кардинальным образом не поменялось, но кое-что новое и интересное я для себя – и для своего чада – все-таки усвоила. А теперь обо всем этом поподробнее.

 

Надо, надо развиваться по утрам и вечерам

Методик раннего развития на сегодняшний день существует великое множество. Тут вам и Монтессори, и Доман, и Зайцев, и Береславский, и Никитины, и вальдорфская методика... Всех не перечислить. Какие-то из них направлены на то, чтобы внедрить в ребенка определенные знания на самых ранних сроках – обучить буквам грудничка, научить читать годовалого, преподать математику в полтора года. Какие-то уделяют больше внимания всестороннему развитию личности и неординарным способам обучения – природные материалы, коврики вместо парт, тряпичные куклы, звеняще-шуршаще-шершавые игрушки.

Сильно отличаются и причины, по которым родители решают заниматься ранним развитием своих детей. Кто-то таким образом реализует свои амбиции или избавляется от собственных комплексов – я хотел, а ты сможешь, я был троечником, ты станешь отличником. Кто-то переносит на ребенка весь свой пыл, отдаваемый раньше работе, и вместо собственной карьеры начинает яростно заниматься образованием своего чада. Кто-то просто живет по принципу – у меня все только самое-самое: самая быстрая машина, самый обеспеченный муж или самая красивая жена и, конечно, ребенок должен быть тоже – самый-самый! Кто-то искреннее считает, что его отпрыск – гений и, следовательно, нуждается в развитии и обнародовании этой гениальности. А кто-то просто хочет попробовать – может малышу и понравится.

 

Как не стоит делать?

Лично мне ближе последнее. Хотя и тщеславие мне не чуждо, и энергии у меня хоть отбавляй, и способности собственного ребенка я тоже порой склонна переоценивать. Но при этом уверена, что ползунок не должен сидеть в манеже среди букв. У меня никогда не было мечты, чтобы моя дочка умела читать в полтора года. Я не пыталась учить ее математике до трех с половиной лет – да и тогда это было лишь знакомство с цифрами и самыми элементарными примерами, не абстрактными, а реальными: вот у тебя в руке четыре карандаша, я беру один, сколько осталось? И даже сейчас, в ее неполные пять лет, я, в отличие от всех окружающих мам, не спешу обучать дочку иностранному языку. Почему? Наверное, потому что сама владею английским и вижу, что получается, когда не знающие языка мамы и бабушки пытаются выполнять с ребенком домашнее задание, коверкая буквы и звуки и уча его заведомо неправильно. Немногим отличается и уровень подготовки некоторых учителей языковых курсов для дошколят. Недавно одна мама попросила меня перевести стишок, который учительница задала выучить на дом. В каждой строчке этого стишка было по нескольку  (!) ошибок. Вначале я решила, что это мама его неправильно переписала. Но когда мы подошли к стенду, откуда его старательно списывали другие родители, я увидела ту же самую безграмотную абракадабру. Нет, конечно, путем проб и ошибок можно найти опытную учительницу или квалифицированного частного репетитора – но зачем? В результате мой бледный городской ребенок будет гулять еще на три часа меньше, начнет путать иностранные и русские слова, а в школе его все равно будут учить этому языку заново.

 

Наш вариант

При всем при этом я вовсе не считаю, что в жизни моей дочки до семи лет должны быть только игрушки да прогулки. Просто я имею какие-то свои собственные представления о том, что и в каком возрасте должен уметь ребенок, которые накладываю на природные склонности моей дочки. Например, в первые полтора–два года своей жизни она была невероятно активна. Начала держать головку в три недели, поползла в пять с половиной месяцев – гораздо раньше, чем села, – встала в шесть с половиной, пошла в десять, предложениями заговорила в полтора года. Врач, которому мы позвонили, когда дочка впервые встала, категорически сказал: «Немедленно сажайте! Ноги еще не окрепли, вредно!» Мы робко попытались выполнить этот совет, но наше чадо тут же снова встало. Так продолжалось еще полчаса: мы осторожно сажали, а малышка распрямлялась, как пружинка, и весело хохотала над нами. После этого мы решили, что природа мудрее, и оставили все как есть. Так же я старалась поступать и дальше: если дочка к чему-то тянулась, я вооружала ее необходимыми знаниями, а  кроме того, по мере взросления, подкидывала ей новую информацию, соответствующую возрасту. Так, в два года она начала учить буквы и цифры, в три благополучно их забыла, в три и девять пошла на подготовительные курсы, в четыре с половиной стала бегло читать и вполне сносно писать большими печатными буквами. При этом она вовсе не стремится усесться в уголок с любимой книжкой и прочитать ее от корки до корки – так может этого пока и не нужно? Зато увлеченно читает заглавия, имена авторов и названия издательств всех книг на книжных полках. Обожает читать оглавления и небольшие стихи и не пропускает на улице ни один магазин, рекламный щит или доску объявлений, читая, что же там написано. То есть читать ей нравится и читать ей хочется. Ну и славно. И думаю, что мало что изменилось бы, если бы она с помощью новомодных методик выучила бы буквы в год. Стала бы  она от этого читать раньше, чем говорить? Сомневаюсь. Да и что значит читать? Складывать буквы в слоги, а слоги в слова? Или понимать прочитанное? Последнего трудно добиться, не зная большей части слов и понятий.

То же самое касается и прочих развивающих занятий. С садиком у нас не получилось по состоянию здоровья – у дочки аллергия. Однако я всегда была твердо уверена, что лет с четырех ребенку нужно обязательно бывать в группе ровесников и чему-то учиться. Поэтому в неполные четыре года записала малышку на занятия русским языком и математикой, а чуть позже – на хореографию и рисование. Рисование в какой-то момент ей надоело – и я не стала настаивать. Вместо этого с нового года предложила ей театральный кружок. Понравится – останется, нет – попробуем что-то еще. Вот в этом, на мой взгляд, и заключается принцип разумного развития. С ребенком, конечно, необходимо заниматься. Малышу, естественно, необходимо что-то предлагать. Если ему интересно и у него получается – на здоровье. Но если вы заставляете его прыгать выше головы и насилу вдалбливаете знания – бросьте это дело. Здесь все так же, как и в спорте:  каким бы видом ни занимался ребенок, для трех–четырехлеток это, по сути, будут просто подвижные игры и разминки. Все остальное – сложные упражнения, изматывающие тренировки, преодоление себя – начнется позже.

 

Инте-инте-интерес, выходи на букву «с»

И еще такой момент:  хотя с маленьким ребенком, действительно, можно заниматься практически всем – от лепки до математики, от музыки до японского языка, настоящие успехи могут появиться, только если самим родителям интересно. Причем интересен именно процесс, а не конечный результат. И если вы с трудом заставляете себя выступать в роли учителя и пытаетесь вдолбить ребенку что-то, что вас совершенно не увлекает, оставьте   это бесполезное занятие или перепоручите его кому-нибудь другому, кто сумеет «зажечь» и заинтересовать малыша.

Тут, кстати, и пришло время сказать спасибо всем основателям и последователям методик раннего развития. Потому что благодаря им я узнала массу новых идей для занятий с моей дочкой. Например, что не нужно предлагать ребенку до четырех лет нарисовать что-то конкретное – пусть рисует море, небо, сказку, дождь и в этой расплывчатости учится смешивать цвета, видеть образы и, главное, получать удовольствие от рисования. Или что рисовать можно не только красками, карандашами и фломастерами, но и пластилином – буквально размазывая его по бумаге. Или самой цветной бумагой – разрывая ее и сминая, а потом приклеивая на основу, в результате получаются симпатичные объемные пейзажи или фигурки. Или что из ниток, намотанных на карандаш и аккуратно снятых, получаются «змейки», а с круглой основы – помпончики и кисточки, отличный материал для поделок и азов вязания. А знаете ли вы, как просто, оказывается, делать фигурки оригами? Кстати, если в нарушение всех правил вырезать их из цветного картона, они станут полноценными прочными игрушками. Да и математика, как выяснилось, гораздо легче постигается – и преподается! – если уяснить себе, что главное – это не цифры, а логика. А для того, чтобы запомнить основные принципы сложения, вычитания, умножения и деления на группы, существует множество игр и подручных материалов, от  собственных пальчиков до специальных лото. А чтобы научиться распознавать время, нужно вначале забыть про минутные деления и выучить, как выглядит ровное количество часов и половина, остальное называя просто: «Много минут девятого» или «Без нескольких минут шесть».

Вы знали про это? Я нет, и мне было интересно узнать!


Загрузка...
-->