Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Миф о Пегасе

Миф о Пегасе

Издательство: Азбука

135 руб.

Афиша
24.05.2017
Уникальное Шоу в "Цирке Танцующих Фонтанов Аквамарин"

«Продюсерская компания Аквамарин» приглашает Вас 2 июня на ...

подробнее...
14.04.2017
Гадкий утенок

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац

подробнее...
13.04.2017
Повелитель мух

21 апреля в Театре Наталии Сац

подробнее...
30.03.2017
«Картонные сказки»

Уникальный развивающий театральный проект для детей от 5 ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
22.06.2017
Встречайте: «ЗОЖ 2.0 Перезагрузка»

Самое яркое событие этого лета -  Некоммерческий Фестиваль ...

подробнее...
08.06.2017
АндерСон собирает семейный оркестр

7 июня в семейном кафе АндерСон ожидается пополнение! ...

подробнее...
29.05.2017
В АндерСоне – играют все

1 июня в сети семейных кафе АндерСон ребят ...

подробнее...
12.04.2017
Семейный финансовый фестиваль «PRO ДЕНЬГИ»

22 апреля 2017 года в Москве пройдет  первый ...

подробнее...
21.06.2017
Hobby Games предлагает сыграть в популярные игры на «Дикой Мяте 2017»

Сеть магазинов Hobby Games приготовила увлекательную игротеку для ...

подробнее...
29.05.2017
День защиты детей в галерее "Пересветов переулок

Галерея « Пересветов  переулок » приглашает на дворовую ...

подробнее...
25.05.2017
Фотовыставка «Домой!»

3 июня на территории Государственного Дарвиновского музея откроется ...

подробнее...

Раннее развитие: мифы и реальность

15.11.2016

«– Не подскажете ли, какие есть развивающие методики и занятия, позволяющие выучить цвета? Моему ребенку 1 год.

– Простите, а зачем для этого нужны какие-то методики? По-моему, достаточно просто поиграть с ребенком, предлагая ему разноцветные кубики и называя их: это красный, это желтый... Или дайте ему краски. Для начала два цвета, потом будете добавлять еще...»

Диалог мам с родительского форума



раннее развитие

 

Подходит ко мне наш шеф-редактор и говорит: «Напиши, пожалуйста,  материал про раннее развитие». Я честно отвечаю: «Нет, я не смогу. Я же никаким методикам не следую, вундеркинда не леплю, в конференциях с другими мамочками опытом не обмениваюсь...  Да и вообще, я противник раннего развития!..» «Вот про это и напиши!» – заключает шеф-редактор. Пришлось сесть и написать.

А для начала узнать, какие методики раннего развития существуют и чем они друг от друга отличаются, как вырастить вундеркинда и каким опытом обмениваются мамочки в конференциях. В результате мое мнение про раннее развитие, конечно, кардинальным образом не поменялось, но кое-что новое и интересное я для себя – и для своего чада – все-таки усвоила. А теперь обо всем этом поподробнее.

 

Надо, надо развиваться по утрам и вечерам

Методик раннего развития на сегодняшний день существует великое множество. Тут вам и Монтессори, и Доман, и Зайцев, и Береславский, и Никитины, и вальдорфская методика... Всех не перечислить. Какие-то из них направлены на то, чтобы внедрить в ребенка определенные знания на самых ранних сроках – обучить буквам грудничка, научить читать годовалого, преподать математику в полтора года. Какие-то уделяют больше внимания всестороннему развитию личности и неординарным способам обучения – природные материалы, коврики вместо парт, тряпичные куклы, звеняще-шуршаще-шершавые игрушки.

Сильно отличаются и причины, по которым родители решают заниматься ранним развитием своих детей. Кто-то таким образом реализует свои амбиции или избавляется от собственных комплексов – я хотел, а ты сможешь, я был троечником, ты станешь отличником. Кто-то переносит на ребенка весь свой пыл, отдаваемый раньше работе, и вместо собственной карьеры начинает яростно заниматься образованием своего чада. Кто-то просто живет по принципу – у меня все только самое-самое: самая быстрая машина, самый обеспеченный муж или самая красивая жена и, конечно, ребенок должен быть тоже – самый-самый! Кто-то искреннее считает, что его отпрыск – гений и, следовательно, нуждается в развитии и обнародовании этой гениальности. А кто-то просто хочет попробовать – может малышу и понравится.

 

Как не стоит делать?

Лично мне ближе последнее. Хотя и тщеславие мне не чуждо, и энергии у меня хоть отбавляй, и способности собственного ребенка я тоже порой склонна переоценивать. Но при этом уверена, что ползунок не должен сидеть в манеже среди букв. У меня никогда не было мечты, чтобы моя дочка умела читать в полтора года. Я не пыталась учить ее математике до трех с половиной лет – да и тогда это было лишь знакомство с цифрами и самыми элементарными примерами, не абстрактными, а реальными: вот у тебя в руке четыре карандаша, я беру один, сколько осталось? И даже сейчас, в ее неполные пять лет, я, в отличие от всех окружающих мам, не спешу обучать дочку иностранному языку. Почему? Наверное, потому что сама владею английским и вижу, что получается, когда не знающие языка мамы и бабушки пытаются выполнять с ребенком домашнее задание, коверкая буквы и звуки и уча его заведомо неправильно. Немногим отличается и уровень подготовки некоторых учителей языковых курсов для дошколят. Недавно одна мама попросила меня перевести стишок, который учительница задала выучить на дом. В каждой строчке этого стишка было по нескольку  (!) ошибок. Вначале я решила, что это мама его неправильно переписала. Но когда мы подошли к стенду, откуда его старательно списывали другие родители, я увидела ту же самую безграмотную абракадабру. Нет, конечно, путем проб и ошибок можно найти опытную учительницу или квалифицированного частного репетитора – но зачем? В результате мой бледный городской ребенок будет гулять еще на три часа меньше, начнет путать иностранные и русские слова, а в школе его все равно будут учить этому языку заново.

 

Наш вариант

При всем при этом я вовсе не считаю, что в жизни моей дочки до семи лет должны быть только игрушки да прогулки. Просто я имею какие-то свои собственные представления о том, что и в каком возрасте должен уметь ребенок, которые накладываю на природные склонности моей дочки. Например, в первые полтора–два года своей жизни она была невероятно активна. Начала держать головку в три недели, поползла в пять с половиной месяцев – гораздо раньше, чем села, – встала в шесть с половиной, пошла в десять, предложениями заговорила в полтора года. Врач, которому мы позвонили, когда дочка впервые встала, категорически сказал: «Немедленно сажайте! Ноги еще не окрепли, вредно!» Мы робко попытались выполнить этот совет, но наше чадо тут же снова встало. Так продолжалось еще полчаса: мы осторожно сажали, а малышка распрямлялась, как пружинка, и весело хохотала над нами. После этого мы решили, что природа мудрее, и оставили все как есть. Так же я старалась поступать и дальше: если дочка к чему-то тянулась, я вооружала ее необходимыми знаниями, а  кроме того, по мере взросления, подкидывала ей новую информацию, соответствующую возрасту. Так, в два года она начала учить буквы и цифры, в три благополучно их забыла, в три и девять пошла на подготовительные курсы, в четыре с половиной стала бегло читать и вполне сносно писать большими печатными буквами. При этом она вовсе не стремится усесться в уголок с любимой книжкой и прочитать ее от корки до корки – так может этого пока и не нужно? Зато увлеченно читает заглавия, имена авторов и названия издательств всех книг на книжных полках. Обожает читать оглавления и небольшие стихи и не пропускает на улице ни один магазин, рекламный щит или доску объявлений, читая, что же там написано. То есть читать ей нравится и читать ей хочется. Ну и славно. И думаю, что мало что изменилось бы, если бы она с помощью новомодных методик выучила бы буквы в год. Стала бы  она от этого читать раньше, чем говорить? Сомневаюсь. Да и что значит читать? Складывать буквы в слоги, а слоги в слова? Или понимать прочитанное? Последнего трудно добиться, не зная большей части слов и понятий.

То же самое касается и прочих развивающих занятий. С садиком у нас не получилось по состоянию здоровья – у дочки аллергия. Однако я всегда была твердо уверена, что лет с четырех ребенку нужно обязательно бывать в группе ровесников и чему-то учиться. Поэтому в неполные четыре года записала малышку на занятия русским языком и математикой, а чуть позже – на хореографию и рисование. Рисование в какой-то момент ей надоело – и я не стала настаивать. Вместо этого с нового года предложила ей театральный кружок. Понравится – останется, нет – попробуем что-то еще. Вот в этом, на мой взгляд, и заключается принцип разумного развития. С ребенком, конечно, необходимо заниматься. Малышу, естественно, необходимо что-то предлагать. Если ему интересно и у него получается – на здоровье. Но если вы заставляете его прыгать выше головы и насилу вдалбливаете знания – бросьте это дело. Здесь все так же, как и в спорте:  каким бы видом ни занимался ребенок, для трех–четырехлеток это, по сути, будут просто подвижные игры и разминки. Все остальное – сложные упражнения, изматывающие тренировки, преодоление себя – начнется позже.

 

Инте-инте-интерес, выходи на букву «с»

И еще такой момент:  хотя с маленьким ребенком, действительно, можно заниматься практически всем – от лепки до математики, от музыки до японского языка, настоящие успехи могут появиться, только если самим родителям интересно. Причем интересен именно процесс, а не конечный результат. И если вы с трудом заставляете себя выступать в роли учителя и пытаетесь вдолбить ребенку что-то, что вас совершенно не увлекает, оставьте   это бесполезное занятие или перепоручите его кому-нибудь другому, кто сумеет «зажечь» и заинтересовать малыша.

Тут, кстати, и пришло время сказать спасибо всем основателям и последователям методик раннего развития. Потому что благодаря им я узнала массу новых идей для занятий с моей дочкой. Например, что не нужно предлагать ребенку до четырех лет нарисовать что-то конкретное – пусть рисует море, небо, сказку, дождь и в этой расплывчатости учится смешивать цвета, видеть образы и, главное, получать удовольствие от рисования. Или что рисовать можно не только красками, карандашами и фломастерами, но и пластилином – буквально размазывая его по бумаге. Или самой цветной бумагой – разрывая ее и сминая, а потом приклеивая на основу, в результате получаются симпатичные объемные пейзажи или фигурки. Или что из ниток, намотанных на карандаш и аккуратно снятых, получаются «змейки», а с круглой основы – помпончики и кисточки, отличный материал для поделок и азов вязания. А знаете ли вы, как просто, оказывается, делать фигурки оригами? Кстати, если в нарушение всех правил вырезать их из цветного картона, они станут полноценными прочными игрушками. Да и математика, как выяснилось, гораздо легче постигается – и преподается! – если уяснить себе, что главное – это не цифры, а логика. А для того, чтобы запомнить основные принципы сложения, вычитания, умножения и деления на группы, существует множество игр и подручных материалов, от  собственных пальчиков до специальных лото. А чтобы научиться распознавать время, нужно вначале забыть про минутные деления и выучить, как выглядит ровное количество часов и половина, остальное называя просто: «Много минут девятого» или «Без нескольких минут шесть».

Вы знали про это? Я нет, и мне было интересно узнать!