Поиск

Советы юриста: мама и школа

30/06/2023
483

Запись в школу

Пока я описываю этот вопрос, все может измениться, потому что правила приема в школы меняются чуть ли не ежегодно.

На сегодняшний день запись будущих первоклашек идет напрямую через школы, а также Госуслуги и МФЦ.

С 15 февраля принимают заявления от льготников: к ним относятся дети работников МВД, военнослужащих, инвалидов и т. д.

С 1 апреля принимают заявления от тех, кто проживает на закрепленной за школой территории.

(Да, в отличие от садиков, здесь есть такое преимущество.)

С 1 июля открывается запись для всех.

Сроки рассмотрения заявления: до 45 дней.

Отказать в приеме в школу могут:

  • Если ребенку на 1 сентября будет меньше 6,5 лет.

  • Если записываетесь не в указанные сроки.

  • Если что-то не то в документах.

  • Если нет мест. В этом случае вам должны предложить другие варианты.

Если указанных оснований нет, то ребенок будет зачислен в школу. Всё.

В школу без прописки

1 июля — это дата, с которой начинается прием в школы тех, кто на территории школы не проживает (речь о приеме в первый класс).

Кстати, в законе говорится именно о проживании, а не о прописке. Но какой документ устроил бы школу в качестве подтверждения проживания — вопрос к школе.

Итак, вы ждали этого часа, и вот скоро он настанет.

Ваши права? Выбрать абсолютно любую школу на территории всей страны, независимо от прописки и проживания.

Права школы? Отказать вам в приеме, если нет мест.

Что делать?

Идти в органы образования и просить место, вас не могут оставить совсем без школы. Общее образование обязательно. И вы как родитель должны детям это образование обеспечить, то есть ходить и решать вопрос, а не сидеть и ждать у моря погоды.

По закону, если вы не идете по месту жительства, то школу вам могут предоставить абсолютно любую, если в той, которую вы просите, мест нет. Это на сегодня так.

На моей памяти правила менялись уже несколько раз, и как будет на следующий год — неизвестно.


Требования к первоклассникам

Вот требования, каким должен быть ребенок к первому классу:

  • Физически развитым.

  • С потребностями в двигательной активности.

  • Самостоятельно выполняющим гигиенические процедуры.

  • Соблюдающим общепринятые нормы поведения.

  • Соблюдающим правила поведения на улице и в общественных местах.

  • Любознательным, интересующимся новым.

  • Активным.

  • Задающим вопросы.

  • Любящим экспериментировать.

  • Самостоятельным.

  • Обращающимся ко взрослому при необходимости.

  • Принимающим заинтересованное участие в образовательном процессе.

  • Эмоционально отзывчивым.

  • Откликающимся на эмоции близких и друзей.

  • Сопереживающим персонажам сказок, историй, рассказов.

  • Эмоционально реагирующим на произведения изобразительного искусства и музыку.

  • Овладевшим средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

  • Владеющим диалогической речью.

  • Владеющим способами взаимодействия с детьми и взрослыми (способным договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при со-трудничестве).

  • Способным управлять своим поведением.

  • Планирующим свои действия для достижения конкретных целей.

  • Способным решать адекватные возрасту интеллектуальные и личностные задачи (проблемы).

  • Способным применять усвоенные знания для решения новых задач и проблем.

  • Способным предложить собственный замысел и воплотить его (в рисунке, рассказе и т. д.).

  • Имеющим представление о себе, семье, государстве, мире и природе, о принадлежности к полу, составе семьи, родственных связях, распределении семейных обязанностей, традициях, об обществе и его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.

  • Умеющим работать по правилу и образцу.

  • Умеющим слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Это все госстандарт. Как видите, никаких «читать и писать».


Школьная форма

Школа имеет право устанавливать форму, но! Только требования к ней.

Например:

  • цвет или цветовая гамма;

  • отличительные знаки;

  • стиль: деловой/ повседневный/ запрет спортивного и т. д.

То есть в общих чертах.

Всё это должно быть утверждено уставом школы/ положением о школьной форме и т. п. Если нигде не прописано, значит, требовать не могут.

Нельзя:

  • запрещать девочкам носить брюки;

  • выставлять определенные требования к прическам/маникюру и т. д.

Например: деловой или повседневный стиль исключает ирокезы и кольца в носу, но требовать, чтобы, например, мальчики стриглись только коротко или запрещать девочкам красить волосы, нельзя.

Отдельно в связи с трендом на розовые/голубые и другие разноцветные пряди и волосы: не могут запретить красить в естественные оттенки. А если в школе деловой стиль, то цветные пряди запретить имеют право.

Еще раз: требования могут быть общие, заставлять носить что-то конкретное и, тем более, покупать у конкретного производителя — незаконно!

Что делать, если это происходит?

Как обычно — жаловаться в органы образования/прокуратуру, если требования на уровне школы, договариваться, если это требования конкретного учителя.

У нас у друзей учитель запрещает детям своего класса носить джинсы и требует только деловую обувь, другие классы спокойно ходят. Ругаться с классным руководителем — не вариант, поэтому парень носит джинсы и кеды и от учителя прячется).

И в связи с этим главный вопрос: если не в форме, то что?

А ничего. Школа может предусмотреть санкции: замечание/ разъяснительная беседа и т. д., но выгнать с урока, например, нельзя.

(Хотя я побаиваюсь такое писать, чтоб не нарушить дисциплину, а то пойдут дети с цветными ирокезами или еще в каком виде на уроки и скажут: не имеете права выгнать!)

Все же, мне кажется, форму носить и уважать правила надо — дисциплина современным деткам никак не помешает.


Выбор учителя

Может ли родитель выбрать учителя/класс или поменять впоследствии?

Нет.

По закону это прерогатива школы, и родителей тут никто не спрашивает. Однако знаю, что в некоторых школах все-таки идут навстречу и предоставляют возможность выбора.

Что делать, если надо?

На стадии зачисления в первый класс не сделать ничего.

А вот после вы можете обратиться к руководству школы в случае если:

  • Школа не выполняет обязанность по предоставлению образования, соответствующего стандартам.

  • Школа не обеспечивает безопасные условия для пребывания (в том числе, нормальную психологическую атмосферу).

  • Школа не выполняет свои иные обязанности.

И все это в лице конкретного учителя.

Тогда вы можете предложить сменить учителя/ класс, а если школа продолжает не исполнять свои законные обязанности — жаловаться в органы образования.

Откровенно говоря, мне опять боязно писать об этом, в то время как к учителям тотальное неуважение. Когда дети заявляют: «Не имеете права, и кто ты такая вообще», — и это, безусловно, все с подачи родителей. Потому что эти родители в комментариях и чатах пишут исключительно «училка», жалуются на фото учителей в купальниках (#учителятожелюди).

Когда учитель не может ни замечание сделать, ни с урока выгнать!

Пожалуйста, будьте объективны и разумны, если принимаете решение о необходимости смены учителя.


Обязанности педагогов

Педагогический работник — это воспитатель или учитель, работающий, соответственно, в школе или садике.

Пишу я об их обязанностях для того, чтоб вы знали о требованиях закона, а не чтобы встали и пошли всех терроризировать. Не используйте эту информацию против хороших педагогов.

И пост не о профессиональных и трудовых обязанностях. Итак, педагог:

  • Должен иметь высшее образование: педагогическое, или по предмету, или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению работы в школе/садике.

  • Свободен в выборе способов и методов обучения, учебников и материалов, свободен от вмешательства в его педагогическую деятельность.

  • Обязан соблюдать нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, например:

– уважать честь и достоинство учащихся;

– исключать влияние личных интересов;

– быть доброжелательным, тактичным;

– придерживаться соответствующего внешнего вида

  • Обязан развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу и др.

  • Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья.

  • Не может использовать педагогическую деятельность для какой-либо агитации, в том числе, политической.

Пунктов много, основные — в законе об образовании и много где еще.

Основные вопросы к профессиональной этике, да?

Надеюсь, что педагоги ваших детей соответствуют этим пунктам.


Обязанности родителей

Родители обязаны:

• Воспитывать своих детей.

То есть объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо. Хоть трехлетнему ребенку хоть пятнадцатилетнему.

Поэтому если трехлетний кусает других детей, а пятнадцатилетний говорит учителю: «Кто ты такая?», — то это значит, что родители ребенку не объяснили, что так нельзя, и обязанности по воспитанию не выполняют.

! Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человечекое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Садик и школа лишь помогают родителям в вопросе воспитания.

• Заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

• Заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

• Материально содержать своих детей

• Обеспечить получение детьми общего образования.

То есть не только отдать ребенка в школу, но и создать все условия, чтобы ребенок учился: мотивировать, помогать и т. д. Учитель учит, ребенок учится. Если не учится, значит, родители свои обязанности не выполняют. Родители, а не учитель.

• Действовать в интересах своих детей.

То есть, совершая любые действия, думать, а не противоречит ли это интересам ребенка.

• Соблюдать правила и нормативные акты образовательных организаций.

То есть режим работы, Устав и др., приводить и забирать детей вовремя, покупать школьную форму, если это прописано и т. д.

• Уважать честь и достоинство учителей, воспитателей и других работников образовательных организаций.

Поэтому «училка», «химичка» и тому подобное — недопустимо, как и многое другое, что позволяют себе некоторые родители.

Вот основной список.

За неисполнение родительских обязанностей лишают родительских прав. Помните об этом.


Обязанности учащихся

Да, дети тоже обязаны:

• Добросовестно осваивать образовательную программу.

То есть учиться!

• Выполнять учебный план.

• Выполнять задания учителя.

• Выполнять самостоятельную подготовку к занятиям.

• Посещать занятия.

• Выполнять требования устава образовательного учреждения.

• Соблюдать правила внутреннего распорядка.

• Заботиться о своем здоровье.

• Стремиться к духовному и нравственному развитию и самосовершенствованию.

• Уважать честь и достоинство работников образовательной организации.

• Уважать честь и достоинство других учеников.

• Не мешать другим в получении образования.

• Бережно относиться к имуществу образовательной организации.

За нарушения могут поставить на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и органы опеки, школьникам после начальной школы могут сделать замечание и выговор, а с 14 лет привлечь к уголовной ответственности за некоторые преступления, и с 16 — за все. С 15 могут отчислить из школы.


Расписание

Максимальное количество часов в неделю для учащихся 1 классов — 26 часов, 2–4 классов — 32 часа, дальше по возрастающей и 37 часов для 10–11 классов.

Это ж полноценная рабочая неделя!

Занятия не могут начинаться раньше 8 утра, при этом:

– у 1 классов не может быть больше 4 уроков в день;

– 2–4 классов — 5 уроков;

– 5–7 классов — 7 уроков;

– 8–11 классов — 8 уроков.

Это без физкультуры, она плюсом!

Физ-ру рекомендуется ставить последними уроками, после нее не должно быть письменных заданий и контрольных.

Самые сложные предметы рекомендовано ставить на вторник-среду, а несколько предметов, по которым много домашней работы, не должны ставиться в один день.

Расписание должно быть утверждено.

Все эти правила прописаны в СанПиНе, таблицы сложности можно загуглить. И да, это тот случай, когда, чаще всего, только написано, а на деле не соблюдается.


Домашние задания

Мы уже выяснили, что в обязанности учеников входит добросовестное осваивание школьной программы и самостоятельная подготовка к занятиям.

И выполнение домашки под этим тоже подразумевается.

В обязанности родителей входит обеспечение получения детьми образования. Это предполагает, в том числе, создание условий для выполнения домашних заданий, необходимую помощь в этом.

Поэтому заканчиваем разборки внутри семьи и садимся все вместе за домашку)).

По закону в первом классе домашнюю работу не задают.

А дальше объем ДЗ должен вписываться в количество времени, которое ребенок тратит на его выполнение:

– 2–3 классы — 1,5 часа в день;

– 4–5 классы — 2 часа;

– 6–8 классы — 2,5 часа;

– 9–11 классы — до 3,5 часов в день.

Понятно, что у каждого ребёнка свой темп, степень усидчивости и т. д. Закон не может учитывать все нюансы, а устанавливает лишь среднюю продолжительность выполнения ДЗ средним по способностям ребенком.

Я уже не помню, сколько домашка занимала у меня, а Софийке до школы еще два года, но что-то мне кажется, что указанное время — это слишком много.


Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность — часть образовательного процесса!

Существует программа, которую преподает учитель и осваивает ученик. Она проводится в форме урочной и внеурочной деятельности.

Поэтому все, что касается внеурочной деятельности, это ровно столько же обязательно, сколько и сами уроки.

Внеурочных мероприятий должно быть до 10 часов в неделю, точное количество устанавливает школа, когда разрабатывает программу внеурочной деятельности.

Что именно туда входит, тоже решает школа, и это должны быть активные творческие занятия, исследовательская деятельность, например:

– экспедиции;

– практики;

– экскурсии;

– походы;

– игры и т. д.

Отдельно оговорюсь о проектах: это тоже часть внеурочной деятельности.

Проект выполняется учеником самостоятельно под руководством педагогического работника в рамках учебного времени.

То есть не в виде ДЗ.

И еще важный момент.

Поскольку внеурочная деятельность — это часть образовательной программы, то финансируется она государством, соответственно, никаких сборов быть не должно.

Это не значит, что экскурсию в музее должно оплачивать государство. Просто посещение каких-либо платных мероприятий не может входить во внеурочную деятельность.

Если у вас нарушается количество часов, ведутся сборы или имеются ещё какие-то несоответствия, вы можете обратиться к учителю с этим вопросом, узнать о причинах. Если учитель скажет, что это указание руководства, тогда можно пойти к директору, попросить решить проблему, и если не решается, идти в органы образования.


Продленка

Группа продлённого дня формируется из учеников одного класса или параллели — по возможности, но если школа комплектует по-другому, грубым нарушением это не считается.

Если дети учатся с 8-8:30, то продлёнка может быть максимум до 19:00 (бедные дети!).

В это время школа должна обеспечить:

– подвижные занятия и игры;

– прогулки;

– для первоклассников — дневной сон;

– организацию самоподготовки, то есть дети САМИ делают домашние задания;

– кружки и занятия по интересам (шахматы, кроссворды, компот в ассортименте #тестнавозраст)).

Чем именно дети там занимаются во время продлёнки, какой у них режим и условия, решает каждая школа, а то и учитель самостоятельно, если не установлено школой.

Но детей обязательно должны кормить.

В 13–14 обед, в 16–17 — полдник.

А вообще дословно из закона, группа продлённого дня — это присмотр и уход. Как в садике.

Поэтому абсолютно правомерно школа может брать за это деньги.

Или за отдельные занятия, например, кружки или приготовление ребенком домашних заданий не под присмотром, а вместе с учителем.


Драка после школы

Илья и Костя подрались возле здания школы через 15 минут после окончания уроков. Подрались серьезно, Илье потребовалось лечение и даже операция, это было оценено как тяжкий вред здоровью.

Мама Ильи пошла к родителям Кости требовать компенсации морального вреда, те заплатили 30 000 рублей, больше у них не было.

Тогда мама Ильи пошла в суд, требовала выплатить 300 000 рублей.

Ответственность за вред, причиненный малолетним ребенком (до 14 лет) несут родители. Кроме случаев, если вред причинен не по их вине. Здесь вопрос не в том, хорошо они воспитывали или нет.

Речь о ситуациях, когда ответственность за ребенка несут иные лица. Например, школа. Да, когда ребенок находится в школе, в детском саду или в стационаре без мамы или папы, то родитель оставляет/ отдает ребенка туда под ответственность школы/ садика и т. д.

Школа должна осуществлять надзор, не допускать хулиганства среди детей, не оставлять детей без внимания. И не только в стенах образовательного учреждения, но и на его территории.

Поэтому если ребенок причиняет вред другому на территории школы, то отвечает за это школа.

Суд маме Ильи во взыскании вреда с родителей Кости отказал.

Ни дня без книжкиЧитать статью
Как проявляется поллиноз: 7 неочевидных признаковЧитать статью
Семейный тайм-менеджментЧитать статью
Помощник при стрессах у детейЧитать статью
Интернет-магазин "Бикли"Читать статью
Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.